Аннотация. В статье представлена динамика развития журнала «Философская школа» в 2018-м году. Поветсвуется о тех научных событиях года, к которым непосредственно оказались причастны члены Редакционной Коллегии журнала «Философская школа».

 Ключевые слова: М.А. Пекелис, присуждение Международной премии, П.С. Гуревич, Э.М. Спирова, Всемирный философский конгресс, С.В. Чернов, «История гениальности в России», Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу, М.А. Пекелис, С.С. Антипов, монография «Полипоэтика».

Аннотация. Статья посвящена вопросу о природе времени. Выдвигается предположение, что вопрос о том, что такое время не является научным: чтобы ответить на него следует адресовать его не науке, а философии и культуре. Науке отводится роль «помошника» философии в ее поисках правильного ответа на упоминаемый вопрос. Что касается философии, чтобы разрешить этот вопрос, она вступает в своеобразную «метафизическую игру» с наукой. Философ ставит перед собой цель исправить «плохую» (с его точки зрения) метафизику той или иной научной теории и заместить ее хорошей. Когда «игра» заканчивается, вновь созданная теория, вместе с исправившей ее метафизикой, будет протестирована данными опыта. 

Ключевые слова: время, природа времени, вопрос о природе времени, научный, ненаучный, «метафизическая игра», тестирование  опытными данными 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению древней проблемы о единстве микрокосма и макрокосма. Разработан новый подход к её решению с учётом данных современной квантовой физики (идея дополнительности), принципа симметрии / диссимметрии Кюри, учения о функциональной диссимметрии правого и левого полушарий мозга человека. Кроме того, учитывается  космологический фактор красного смещения (закон Хаббла), а также концепция прямого и обратного течения времени (CPT-теорема).

Ключевые слова: дополнительность, принцип Кюри, церебральная система человека, закон Хаббла, время.

Аннотация. В статье рассматривается проблема проникновения в существо гуманитарного знания квантового сознания, которое представляет собой грандиозный эксперимент преображения социальной и индивидуальной реальности по лекалам поведения элементарных частиц. Автор ставит вопрос о возможности-невозможности сохранения понятия ценности в квантовом мире. В квантовой парадигме человек освобождается от трансценденции. Происходит масштабная  десакрализация мира. Ничто в этой системе мышления не обладает исключительной значимостью, непреходящей ценностью, которая требует благоговейного отношения. Новая квантовая концепция человека обратилась по сути дела не к духовным состояниям человека, а к психопатическим феноменам. Два аспекта человеческой природы – телесный и квантовый – приводят к конфликту, в результате чего возникают психосоматические расстройства психогенной сущности человека. Квантовое мышление принципиально меняет ценностное отношение к жизни и смерти. Автор показывает ошибочность постановки вопроса о том можно ли полагать, что смерть обесценивает жизнь, лишает ее смысла? Напротив, как раз бесконечная жизнь способна лишить значимости все, что составляет содержание человеческой жизни. Обретя бессмертие, человек вряд ли сможет вести активное осмысленное существование. С точки зрения автора, безоглядный инновационизм квантового мышления сводит на нет философскую рефлексию, отвергает многовековые традиции, сокровенный опыт человеческой истории.

Ключевые слова: квантовое сознание, парадигма, ценность, фантомность мира, человеческая природа, жизнь, смерть, параллельный мир, философская рефлексия, сокровенный опыт истории.

Аннотация. Эстетические взгляды Ф. Ницше анализируются в статье через призму антропологической проблематики. В области философского постижения человека Ницше совершил радикальный переворот. Он подверг критике классическую антропологию с её культом разумности человека, присущей ему рассудочности и рациональности. В результате традиционные темы философской антропологии предстали в ином ракурсе (происхождение человека, вырождение адамова потомка, возможность создания суперчеловека). Это дало возможность Ницше переосмыслить назначение искусства, смысл трагедии, выявить специфику музыки, обратить внимание на предназначение архитектуры. Гениальная интуиция Ф. Ницше позволила разглядеть в античной культуре два мощных первоначала: аполлоническое и дионисийское. Немецкий философ пытался проникнуть в бытийственные основы культуры, показать её корневые истоки, восходящие к человеческой природе. Эстетические воззрения немецкого философа послужили предвестием постмодернизма.

Ключевые слова: эстетика, искусство, философия, безобразное, страдание, идеалы, сублимация, аполлоническое, дионисийское, страсть

Аннотация. Статья посвящена анализу того, как изменение исследовательской позиции с двойственной на недуальную влияет на творческий потенциал личности. Для сопоставительного анализа и в качестве иллюстративного привлекается материал, касающийся некоторых форм культурных традиций и верований, а также определенных аспектов практически-преобразующий деятельности различных этносов. В статье рассматриваются следующие вопросы: 1) почему обращение к методологии недвойственности в настоящее время является актуальным, в частности, какого рода человеческий опыт побуждает к этому; 2) обрисованы истоки формирования новой парадигмы миропонимания; 3) показано, в чем специфика недвойственного подхода; а также 4) обозначены его сильные и слабые стороны. Показано, когда и в каких пределах применение данной методологии более эффективно, чем классической. Обосновано, что методология недвойственности эффективна там и тогда, где и когда объектом изучения оказываются события, явления, процессы, характер и течение которых может меняться в зависимости от состояния обращенного к ним сознания. В качестве примера такого рода феноменов рассматривается творческое мышление. Исследовано, как изменение позиции воспринимающегося ума трансформирует пространство познавательного взаимодействия, разворачивающееся перед индивидом, поглощенным творческим процессом. Выявляются истоки повышения его творческого потенциала в этом случае. На базе предложенной модели дается объяснение феномена «случайного» открытия, а также факторов, повышающих и понижающих вероятность творческого прорыва.

Ключевые слова: мышление, творчество, культура, рациональность, двойственность, недуальность, опыт, сознание, квантово-подобные взаимодействия, пространство решения задач.

Аннотация. Статья продолжает серию трудов автора, посвящённых исследованию гениальности, последняя, в свою очередь, представляется как сущее в своём бытии. Основная цель исследования – попытка приткрыть завесу тайны гениального ума. Научная новизна: впервые, посредством применения метода триадической диалектики, представлены особенности, содержание и структура гениального ума, отражающего существенные отличительные признаки гениальности: универсальность, парадоксальность, вневременность. Автор развивает и уточняет ряд ключевых понятий, составляющих научный аппарат исследования гениальности, в частности, понятие «гениальная идея». Аргументируется положение, что гениальность – это не следствие выдающихся способностей, таланта, или иных психологических, конституционных, психогенных свойств человека, наоборот, гениальность как сущее в своём бытии и есть настоящая причина, определяющая духовную (провиденциально-нравственно-творческую) сущность человека. Автор полагает (и обосновывает это положение), что именно исследование гениальности должно стать одним из ведущих направлений в восстановлении целостного образа человека в противовес постмодернистским теориям в философии и науке, которые последовательно и окончательно разрушают представление о светлом лике человека:  человеке как существе духовном, человеке как созидателе, человеке как образе и подобии Божьем.

Ключевые слова: триадическая диалектика, гениальность, три рода людей, три вида дарования, три типа ума, утилитарно-практический ум, позитивно-изобретательный ум, созидательно-творческий ум, гениальна идея, атрибуты гениальности.

Аннотация. В статье предпринимается попытка представить парный историко-философский и психологический портрет Е.Н. Трубецкого и М.К. Морозовой, продемонстрировать значение и преломление идейного наследия В.С. Соловьева как одного из факторов в процессе развития их отношений. Также на основе анализа их переписки и совместной деятельности в рамках религиозно-философской группы «Путь» ставится задача продемонстрировать значение их персональных отношений как существенного фактора генерации философских идей, развития философской культуры и реализации социально-культурных проектов в России в начале XX в.

Ключевые слова: Е.Н. Трубецкой, М.К. Морозова, В.С. Соловьев, русский религиозный ренессанс, философия политики, религиозно-философская группа «Путь».

Аннотация. В данном исследовании рассматривается проблема существования российской цивилизации, однако не в привычном ракурсе споров о том, что из себя представляет Россия (является ли или не является она отдельной цивилизацией и каково ее отношение с европейской цивилизацией, если она является цивилизацией отдельной), а в ракурсе вопроса о ее развитии и трансформации как условии данного развития. С одной стороны, показывается научная целесообразность и, более того, необходимость использования цивилизационного подхода для анализа современного состояния российского общества и государства. С другой стороны, цивилизационный подход неотрывно связывается с проблемой исторического развития, которое выступает в данной статье как ценностный императив. Цивилизационная парадигма не противопоставляется идеи исторического обновления, а соединяется с ней, историческое развитие мыслится как процесс, вписанный в бытийные формы локальных цивилизаций, хотя и не ограниченный ими. В ходе анализа автор приходит к выводу о том, что единственным выходом для сохранения России самой себя в сложившихся геополитических, геоэкономическим и геокультурных условиях является для нее обращение к внутренним ресурсам цивилизационного развития. Однако такого рода возвращение не есть возрождение традиционных институтов в формах их существования в прошлом или простое воспроизводство традиционных практик, а обновление на основе творческого ответа в контексте цивилизационного развития (а не сугубо национального или модернизационного), обновление через социокультурную революцию.

Ключевые слова: цивилизация, развитие, трансформация, глобализация, идентичность, исторические вызовы, культурное ядро, российское государство, целостность, социокультурная революция.

 

Аннотация. Статья посвящена изучению генезиса идеи в социальной философии, развитию концепта, формированию новых коннотаций. На протяжении столетий категория идеи привлекала внимание ведущих мыслителей, что привело к формированию многочисленных интерпретаций сущности мыслительного конструкта, выступающего не только средством познания материальных и идеальных объектов, но и инструментом мотивации к реализации определенных поведенческих паттернов, трансформациям общества в целом. Как и подходы к пониманию сущности идеи, меняются и сами идеи. Ярким примером трансформаций идей в социальном аспекте может выступать идея гражданского общества, зародившийся в античности, указанный концепт по сегодняшний день находится в стадии своего активного развития, переосмысления, уточнения.

Ключевые слова: идея, гражданское общество, социальная философия, концепт идея, социальная идея, идея гражданского общества, сущность идей, трансформации идей.