Аннотация. Статья посвящена особой ситуации, которая сложилась в философской антропологии. Заявив о себе как о специфическом философской направлении, философское постижение человека рекрутировала в свой арсенал понятия, которые были заимствованы ею из других областей знаний – психологии, медицины, социологии, психиатрии, физиологии. Разработка собственного понятийного аппарата стала в этом контексте второстепенной задачей. В результате обнаружился очевидный парадокс. С одной стороны, избыточность понятий, терминологическая пестрота. С другой стороны, скудость собственного понятийного языка. В этом смысле требуется большая строгость  и упорядоченность антропологических категорий.

 Ключевые слова: человек, индивид, индивидуальность, личность, идентификации, человеческая природа, субъективность, человеческая сущность, антропоцентризм, атропоморфмизм.

Аннотация. В статье представлен novum organum (новый подход – лат.) к вопросу об исследовании гениальности, или, говоря иначе, разработаны методологические основания к развитию идеи гениальности, разработке проблемы гениальности, изучению явления гениальности. Проводится идея о том, что приотворение тайны человеческой гениальности является необходимым основанием для понимания природы и сущности человека и, прежде всего в части духовных, трансцендентных, божественных начал человеческого бытия. В первой части работы «Развитие идеи гениальности…» обосновывается необходимость развития идеи гениальности в контексте богочеловеческой антропологии, где объектом является не природный человек, а человек духовный, онтологический, а предметом выступает человеческий дух в его связи с божественным началом. Во второй часть статьи «Разработка проблемы гениальности…» показана необходимость содержательного синтеза философско-антропологического, культурно исторического и психолого-феноменологического направлений в исследовании гениальности. Третья часть статьи «Изучение гениальности как явления» посвящена представлению тех начал, которые определяли, определяют ныне и должны определять в будущем изучение гениальности как духовного явления, как прерогативы человеческой личности в её становлении, развитии и диалектическом единстве всех её отправлений.  Кроме того, в статье уточняются и развиваются некоторые идея и положения, разработанные автором в его прежних работах о гениальности (Чернов С.В., 2008-2018). Намечены основные перспективные задачи целостного системно-синтетического исследования гениальности.

Ключевые слова: богочеловеческая антропология, развитие идеи гениальности, творческая гениальность, провиденциальная гениальность, нравственная гениальность, разработка проблемы гениальности, философско-антропологическая рефлексия, культурно-исторический анализ, психолого-феноменологический анализ, изучение явления гениальности

Аннотация. Данная статья органично входит в серию философских очерков, публикуемых в журнале «Философская школа» (№3, 2018; №4, 2018) под общим заголовком  «Размышления о поэзии». Приложение методов темпорологии к поэзии, рассматриваемой, в качестве  явления, сущности  и системы, позволило выделить отдельную ветвь поэтики, которая обозначена, как хронопоэтика. На основе применения различных видов аналитического моделирования были выдвинуты содержательные гипотезы о структуре поэтического пространства и времени. Предпринята попытка темпорологического анализа классических стихотворных текстов – от парафразов Экклезиаста до знаменитого стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение». Введены важные для анализа поэтического времени и пространства характеристики, такие как хронотонные, хронотипные. Рассмотрено понятие годовых колец поэзии. Оценена способность поэтического текста, как информационной мембраны к гомотопным преобразованиям различных типов времени и пространства: исторического, психологического, экзистенциального и так далее. Рассмотрены интравертные и экстравертные характеристики пространственно-временного континуума в художественном, поэтическом произведении. 

Ключевые слова: темпорология, философия времени, хронопоэтика, хронотоп, хронотип, хронотон, мгновение, вечность, событие, поэтическое время, поэтическое пространство, кортеж.

Аннотация. Мистическая духовная традиция  – древний и ценнейший пласт. Невозможно представить себе изначальное восхождение к знанию без тайноведения, античную культуру – без мистерий, средневековье – без гностической эзотерики. Мистика – исторический давний и разноликий феномен. Она вплетена в ткань человеческой культуры, неотделима от нее. Но эта традиция вовсе не является архаической, прошлой. Она сопровождает историю человеческого рода  от истоков до наших дней. Эксперты Института философии РАН во главе с профессором В.К. Шохиным притупили к аналитическому изучению мистической духовной традиции.

Ключевые слова: мистика, гностика, религиозный опыт, культура, философия  бессознательного, мистерии, мистический опыт, проблема типологии мистики, духовность.

Аннотация. Статья посвящена исследованию феномена воображения в философско-антропологическом контексте. Воображение – это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Философы рассматривают воображение как составную часть творческого процесса. С философской точки зрения воображение не в состоянии породить образ подлинной красоты, этот идеал может быть возрожден лишь путем «припоминания» предыдущих состояний души. Однако и понимание красоты оказывается ущёмлённым вне присутствия воображения и фантазии. В работе анализируются представления о воображении и фантазии Платона, Ф. Шеллинга, М. Нордау, З. Фрейда, А. Гелена, Е. Финка, Ж. Бодрийяра. Рассматривается вопрос о соотношении мира человеческой фантазии и массовой культуры. Автор проводит идею, что фантазия – одновременно и опасное и благодатное достояние человека, но без нее наше бытие оказалось бы безотрадным и лишенным творчества.

Ключевые слова: человек, философская антропология, воображение, фантазия, творчество,  искусство, красота, сила воображения, гиперреальное, массовая культура.

Аннотация. Статья посвящена феномену обыденного сознания. Автор отказывается от бытующего в марксизме и неомарксизме негативного отношения к этому феномену. Опираясь на Канта, он показывает реальную роль здравого смысла, житейского познания, здравомыслия, опыта повседневности в познании реальности. Отмечается феномен реабилитации обыденного сознания, инициированный концепцией «жизненного мира» Э. Гуссерля. Раскрывается истинный смысл усилий Гуссерля в создании нового метода постижения человека и человеческой реальности. Анализируется постклассический метод социального познания.

Ключевые слова: когнитивная революция, сознание, обыденное сознание, рассудок, язык, философский натурализм, чувственность, постклассическая модель социального познания.

Аннотация. В статье речь идет о концепции Гадамера, который стремился раскрыть основоположения минувшего века. Он пытался понять, что характеризует новую философскую ситуацию, отличную, скажем от того наследия, которое оставил Ницше. Прежде всего его интересовал вопрос о предмете философии. Гадамер считал, что предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Ключевые слова: философия, философская ситуация, предмет философии, «философия тождества», знание, наивность полагания., немецкий идеализм, история, человеческое бытие, психология.

Аннотация. Статья посвящена исходным формам осмысленной пространственной ориентации приматов, сложившимся в ходе их перехода к наземному обитанию. Такими формами являются осмысленные топофилия, топофобия, топонимика, топография. В статье показано, что разработанная автором данной статьи генерализованная и генерализующая трудовая концепции антропосоциокультурогенеза позволяет пролить свет на процесс формирования осмысленных форм топофобии, топофилии, топонимики, топографии на основе выявленных рефлекторных форм. В свете этой концепции удаётся также конкретизировать не только исходную среду обитания человека, но и исходный язык географии, а также практику, в рамках которой рефлекторные формы структурирования, описания и моделирования окружающей действительности были введены в культуру. В статье проливается свет на естественные истоки первых карт, на процесс картографирования первого стана, а также на первые ориентиры («рай» и «ад»), использованные в ходе первых осмысленных перемещений приматов по земле. В статье также раскрывается изначальная связь между осмысленной заботой о здоровье и истоками осмысленной пространственной ориентацией.

Ключевые слова: антропосоциокультурогенез, генерализованная теория, топофобия, топофилия, топонимия, топография, исходная среда, первый стан, первые карты, исходные ориентиры, «рай», «ад», архаичное мировоззрение. 

Аннотация. В предлагаемой читателю подборке философской поэзии автор задаётся коренными, глубинными вопросами бытия, проблемами жизни и смерти, поиска своего пути и своей судьбы, своего места в этой жизни.

Ключевые слова: жизненный путь, судьба, жизнь и смерть, религия.

 

Аннотация. В своем поэтическом произведении автор отражает вечные проблемы и задачи человеческой жизни, а также взаимоотношений человека со своим высшим Я. Лирический герой сам себе капитан, на грани жизни и смерти проживает заново весь свой жизненный путь, кадр за кадром, одновременно как подсудимый в своей эмоционально-волевой ипостаси, и, как судья – в ипостаси своего высшего Я. Источником вдохновения для автора явился опыт осознания и интерпретации реального сновидения. Здесь образ паруса – это символ человеческой души, мятущейся по житейским морям в поисках ускользающей мечты об идеальной любви, любви-приза «победителю» в споре с судьбой. Лирический герой пытается познать суть своей собственной жизни, игнорируя библейские слова Экклезиаста о том, что «многие знания умножают скорбь».

Ключевые слова: парус, любовь, Небо, Земля,  жажда, страсть, гавань, смерть, молодость, старость