Аннотация. Задача статьи заключается в осмыслении вызовов, которые бросают традиционному пониманию материнства и родительства биотехнологические инновации последних десятилетий.  Материнство является сложным феноменом, который включает множество аспектов – биологический, медицинский, экономический, социальный, политический, психологический, культурно-символический. Однако его базовым основанием всегда являлось биологическое родство женщины и рожденного ею ребенка. Мифы, сказки, художественная литература, кино и массовая культура считают биологическое родство основой крепких человеческих отношений и опорой в жизни. В традиционном обществе деторождение институционально и символически по­зиционируется как естественное и основное женское предназначение. В современной России государство поощряет вспомогательные репродуктивные технологии (далее – ВТР),  рассматривая их как часть режима «обязательного материнства». Но ВРТ проблематизируют традиционное понимание материнства и родства, поскольку в результате их применения возникают новые модели – биологическая мать, социальная мать, суррогатная мать; биологический отец (родной или донор), социальный отец. Развитие ВРТ дробит, фрагментирует материнство и ценность биологического родства как такового. ВРТ фактически дезавуируют представление о том, что биологическое материнство является эссенциальной основой традиционной женственности, и создают условия для расшатывания и оспаривания незыблемости традиционных гендерных норм, моделей феминности и маскулинности. Трудно предвидеть, к чему это может привести в будущем, а потому следует продолжить изучение этой проблемы силами представителей разных научных дисциплин.

Ключевые слова: гендер,   материнство, отцовство, родительство, вспомогательные репродуктивные технологии, идентичность, биополитика, суррогатное материнство, биологическое и социальное родство.

Аннотация. В тексте, являющимся фрагментом книги «Апология культуры. Три прочтения Поля Рикера»  проводится сравнение поэтики Рикера и поэтики Бахтина, взятое, главным образом, с точки зрения отношения теории «трех мимесисов» Рикера и концепции «хронотопа», принадлежащей Бахтину. Мнение большинства исследователей, которые обращались к этой проблеме, сводится к тому, что концепция хронотопа, в которой объединяются пространственная и временная организация литературного произведения, в методологическом смысле богаче концепции мимесиса, имеющей дело почти исключительно с темпоральным аспектом – как литературного произведения, так и самой реальности. Сам же Рикер полагает, что акцент на «многоголосье», полифонии голосов, который имеется в работах Бахтина и который вытекает из преимущественного внимания к пространственной организации литературного произведения, способен разрушить его в качестве сюжетной целостности, как бы превратить рассказ, которым, по мнению Рикера, в конечном счете является любое литературное произведение, в картину, где все происходит «одновременно». Вместе с тем, как показано в статье, ключевое для поэтики Бахтина понятие «диалог» находится в ближайшем соответствии с ключевым для всей философии нарратива Рикера понятием «событие», играя роль ключевого момента повествования, «преображающего» героев и изменяющего ход действия, т.е. составляя существо сюжетной интриги в интерпретации Рикера. Кроме того, поэтику Бахтина и Рикера объединяет важность, придаваемая обоими авторами диалогу другого рода: между автором и читателем (Рикер и Бахтин посвящают этому диалогу значительное место в своих работах). Но все эти сходства лишь оттеняют существенные различия в интерпретации литературного произведения Бахтиным и Рикером, которые позволяют говорить не столько о сравнении, сколько о дополнительности обеих поэтик.

Ключевые слова: проективная поэтика, мимесис, хронотоп, диалог, вненаходимость, нарратив, трансгредиентность, автор, обещание, роман воспитания.

Аннотация. В статье представлены жизнь и творчество выдающегося изобретателя и учёного Альфреда Нобеля – основателя самой престижной в мире Нобелевской премии, которая и по сей день вручается наиболее достойным учёным, внёсшим выдающийся вклад в развитие физики и химии, физиологии и медицины, а также авторам литературных произведений «идеалистической направленности», и тем деятелям, «кто внесет наибольший вклад в дело, способствующее братству между народами, уничтожению или сокращению существующих армий».  С точки зрения автора, судьба этого великого человека, ставшего символом ХХ века, была соткана из сплошных парадоксов. Раскрывая и описывая соответствующие парадоксы, автор последовательно выстраивает канву  жизненного пути и ключевых моментов творческой деятельности Альфреда Нобеля.

Ключевые слова: Альфред Нобель, парадокс, изобретение динамита, идея бессмертия, наука, бизнес, женщины, Нобелевская премия, скромность.

Аннотация. Монография «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси» проф. Сергея Васильевича Чернова – это первая книга, открывающая издательскую серию Института Непрерывного Профессионального Образования «Ломоносовской проект» и посвящённая исследованию творческой жизни и гениальности М.В. Ломоносова. Оригинальность и научная новизна названного труда заключается в том, что в основу исследования были поставлены не отдельные виды (наука, поэзия, просвещение, общественная деятельность) или конкретные направления (физика, химия, металлургия, филология, история, география и др.) творческой деятельности М. В. Ломоносова, традиционные для большинства исследований, выполненных, в том числе, в рамках ломоносоведения, а сама сущность человеческого гения, явленная в самом гении Ломоносова. За книгу «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси» проф. С.В. Чернов удостоен звания лаурета Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2017 года.

Ключевые слова: история гениальности в России, М.В. Ломоносов, автор С.В. Чернов, природа и сущность гениальности, отечественная духовная культура, русский творческий дух, характерология гениальности, самобытный сподвижник просвещения, первопроходец-созидатель, первооткрыватель-исследователь.

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению новой книги С.В.Чернова «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси», выпущенной в серии «Ломоносовский проект» Издательством Института Непрерывного Профессионального Образования (Москва, 2017). Подчёркивается, что С.В. Чернову удалось преодолеть главные опасности, которые подстерегают любого исследователя гениальности как феномена, и гениальности как ноумена. Анализируется новый метод исследования гениальности, предполагающий представление образа личности гения, разработанный профессором Черновым, и даётся его философская критика. Рецензируемая монография получила высокую оценку научного сообщества России, а её автор был удостоен звания лауреата Всероссийскрго конкурса на лучшую научную книгу 2017 года в номинации «Гуманитарные науки» (Москва-Сочи, 2018).

Ключевые слова: история гениальности в России, М.В. Ломоносов, научные труды С.В.Чернова, метод исследования гениальности, характерология гениальности, философская критика, социальные цели этноса, отечественная наука, поэзия, грамматика.

Аннотация. Книга «Социология личности: теоретические основания» доктора философских наук, профессора Кемеровского государственного университета Ларисы Юрьевны Логуновой – это первая работа, посвященная социологическим проблемам изучения личности в России, написанная за последние пятьдесят лет. Книга посвящена развитию теоретической мысли в исследовании личности, формированию основных парадигм социологии личности. Помимо классического изложения теоретических положений социологических теорий личности автор предлагает собственную точку зрения в осмыслении теории и практических исследований мира людей.

Ключевые слова: социология личности, автор Л.Ю. Логинова, феноменологическая парадигма, микросоциологический анализ, этико-субъективная школа, визуальная социология, гуманистическая социология.

Аннотация. В статье представлена рецензия на монографию М.А. Пекелиса и С.С. Антипова «Полипоэтика», М., 2018, в которой осуществляется значимый прорыв в  философском осмыслении поэзии, как антропологического феномена. Книга относится к числу работ, пытающихся в рамках философского дискурса осознать роль поэзии в современном мире, крайне насыщенном информационными потоками и технологиями. Та часть «Полипоэтики», которая посвящена футурологии философии радует широтой раздумий и глубиной проникновения в тенденции, определяющие будущее философии в мире. Именно этот раздел книги делает её интересной не только для специалистов по философии поэзии, но и для широкого круга философов и культурологов самых различных направлений.

Ключевые слова: «Полипоэтика», автор М.А. Пекелис, автор С.С. Антипов, поэзия как сущность, поэзия как явление, поэзия как система, поэтическая коммуникация, футурология философии, гениальность, роль поэзии.