Аннотация. В работе конкретизируется определение понятия «педагогическое творчество воспитателя дошкольного образовательного учреждения» структуру которого составляют ценностно-мотивационный, когнитивный, творческий, коммуникативный, эмоционально-экспрессивный компоненты. Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие успешное совершенствование педагогического творчества воспитателя ДОУ: ценностно-мотивационная установка воспитателя ДОУ на готовность к избранной профессии; создание игрового воспитательного пространства с учётом возрастных особенностей детей; создание предметно-развивающей среды ДОУ; ориентация воспитателя на сотрудничество с родителями в процессе развития творческих способностей детей; создание положительной эмоциональной сферы при общении с детьми; организация постоянно действующих научно-методических семинаров для воспитателей, способствующих проявлению их творческой активности. Делаются частные выводы о развитии педагогического творчества в контексте современной науки.

Табл. 3. Ил. 2. Библиог. 39.

Ключевые слова: педагогическое творчество, педагогические условия, непрерывное образование, компоненты педагогического творчества, структурно-функциональная модель, воспитатель ДОУ, творческие способности личности, творческая деятельность, педагогическое общение, деятельность человека, проектирование педагогического процесса.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 283

Степень научной разработанности проблемы 284

Методологическая основа исследования 286

Теоретическая основа исследования 286

Методы исследования 287

Опытно-экспериментальная база исследования 287

Научная новизна исследования 287

Теоретическая значимость исследования 289

Практическая значимость исследования 289

Этапы исследования 290

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования 291

Содержание и результаты исследования 291

Заключение и выводы 305

Литература 306

 

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в России большое значение приобретает проблема совершенствования образования, решение которой видится в перспективе непрерывного образования, предоставляющего возможность движения каждой личности в образовательном пространстве. Под непрерывным понимается образование, которое является, во-первых, всеохватывающим по полноте, во-вторых, индивидуализированным по направленности, темпам и времени, в-третьих, предоставляет каждому человеку возможность реализации собственной программы его получения. Перед дошкольным образованием стоят принципиально новые задачи – подготовку специалистов, обладающих не только необходимыми знаниями, но и самостоятельностью, творчеством, инициативой, предприимчивостью, стремлением к совершенствованию своей деятельности в деле обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим закономерно появляется потребность в нахождении и применении соответствующих образовательных технологий, которые позволят совершенствовать учебно-воспитательный процесс, внедрять и активизировать новые формы и методы обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

Требования, предъявляемые обществом и педагогической наукой к современному дошкольному образованию, включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Дошкольное образование призвано обеспечить появление и развитие способностей ребёнка, так как именно в раннем возрасте закладываются основные направления, по которым будет происходить развитие детской личности в дальнейшем. В свете новой образовательной парадигмы деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) способствует определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребёнка. В этой связи возрастают требования к педагогической культуре воспитателя ДОУ, его педагогическому творчеству. Совершенствование педагогического творчества воспитателя ДОУ является сейчас насущной задачей дошкольного образования.

Совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) осуществляется в процессе творческой деятельности, которая характеризуется субъектной позицией в межличностном пространстве социума, социальной направленностью.

Проведённый нами анализ исследований по проблемам дошкольного образования выявил противоречия между:

  • социальным заказом на творческую деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике;

  • важностью творческого характера педагогической деятельности воспитателя ДОУ и снижением мотивации воспитателей к творческому саморазвитию;

  • необходимостью совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ и отсутствием методического обеспечения по повышению уровня педагогического творчества воспитателей.

На основании всего изложенного была сформулирована проблема исследования: какие педагогические условия будут способствовать совершенствованию творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе непрерывного образования?

Степень научной разработанности проблемы

Одна из ключевых идей модернизации образования в целом является идея его непрерывности, что отражено в ряде педагогических исследований (Л. И. Анцыферова, М. В. Борытко, Б. С. Гершунский, Л. М. Митина и другие) [1, 8, 14, 24]. Непрерывное образование понимается учёными как процесс, который продолжается всю жизнь и в котором большую роль играет интеграция индивидуальных и социальных характеристик человеческой личности и её деятельности. Исходя из государственной программы развития образования формируется многоуровневая система подготовки специалистов. Все большую популярность приобретает непрерывное развитие специалиста без отрыва от основной трудовой деятельности. Проблема совершенствования технологий обучения активно разрабатывается отечественной педагогикой. Ей посвящены работы В. П. Беспалько, В. И. Боголюбовой, М. М. Левиной, М. В. Кларина, Г. К. Селевко и других [4, 21, 32]. Проблема совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ к творческому саморазвитию, становление его как воспитателя творца, стоящего у истоков развития творчества ребёнка является важной в педагогической науке. Вопросы дошкольного воспитания рассматривались в целом ряде научных исследований (О. С. Бороздина, Л. И. Божович, Р. С. Буре, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, О. М. Дьяченко, Т. Н. Казакова, С. А. Лебедева и другие) [5, 9, 10, 15, 19, 23]. Так, исследования Л. И. Божович посвящены развитию личности в детском возрасте. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей с русской культурой представлены в исследовании О. С. Бороздиной. Л. А. Венгер и О. М. Дьяченко выявили роль игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста.

В ряде диссертационных работ исследовалась проблема творческого развития субъектов образовательного процесса. Так, О. С. Ефимова исследовала педагогические условия формирования творческих способностей детей в системе «детский сад– школа». В. Я. Сайтхановой исследован процесс формирования профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской [30]. Психологическим факторам профессионального развития учителей коррекционных и обычных классов посвящено диссертационное исследование Э. Б. Дунаевской. В работе С. А. Родионовой рассматривается процесс формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада рассмотрены в диссертации Л. В. Колушовой. М. В. Краснова исследовала структурные и содержательные компоненты системы социально-педагогической работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детской агрессии. В диссертации А. П. Шумариной исследуется проблема формирования готовности к творческому саморазвитию воспитателя сельского дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации [36]. Новый подход к дидактической концепции развивающей функции обучения представлен в диссертационном исследовании Е. Н. Селиверстовой. Т. В. Коломиец исследовала проблему формирования познавательной самостоятельности младших дошкольников на основе идей личностно-ориентированного подхода. Вместе с тем пока недостаточно раскрыта сущность педагогического творчества воспитателей ДОУ, остаются мало изученными вопросы совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ в процессе непрерывного образования, отсутствует методическое обеспечение данного процесса. Мы не обнаружили диссертационных исследований, посвящённых проблеме совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования.

Совершенствование творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования будет успешным при следующих педагогических условиях, если:

  • педагогическое творчество воспитателя ДОУ рассматривается как интегративное личностное качество, включающее ценностно-мотивационную установку на готовность к избранной профессии и проявляющееся в реализации индивидуально-личностных качеств воспитателя (любовь к детям, стремление к активной творческой деятельности в работе с детьми, углублённое знание педагогики и детской психологии и другие);

  • разработана структурно-функциональную модель процесса совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования, включающая методологический, содержательно-процессуальный, контрольно-рефлексивный компоненты;

  • разработана программа совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования.

Методологическая основа исследования

В основу разработки научных положений исследования положены идеи и положения методологии педагогического исследования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. И. Новиков и другие); философские идеи о творческом саморазвитии личности (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Г. С. Гершунский и другие); идеи гуманистической философии о личности, стремящейся к самореализации и саморазвитию во взаимодействии с другими людьми (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие); теории системного подхода (А. Г. Асмолов, И. Б. Блауберг, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и другие); личностно ориентированный подход (А. Г. Асмолов, М. А. Викулина, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и другие).

Теоретическая основа исследования

Теоретической основой исследования являются:

  • теория мыслительной деятельности человека (Б. Г. Ананьев, В. Д. Шадриков и другие);

  • теория непрерывного профессионального образования (Б. С. Гершунский, А. М. Новиков и другие);

  • теория деятельности (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие);

  • теоретические положения о структуре и содержании педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и другие);

  • культурно-историческая теория развития поведения и психики человека (С. Л. Выготский);

  • исследования о роли культуры в педагогическом процессе (С. Н. Батракова, Т. Н. Волкова, Н. Б. Крылова и другие);

  • исследования о творческом развитии личности (Л. И. Анциферова, Д. Б. Богоявленская, Е. В. Бондаревская, Е. Н. Яковлева и другие).

Методы исследования

  • теоретические (анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, обобщение, теоретическое моделирование);

  • эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта деятельности дошкольных образовательных учреждений);

  • статистические (математические методы обработки данных экспериментальной работы, их качественный анализ, графическая интерпретация).

Опытно-экспериментальная база исследования

Исследование проводилось с 2010 по 2014 гг. на базе дошкольных образовательных учреждений г. Коврова Владимирской области. Исследованием было охвачено 180 воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Конкретизировано понятие «педагогическое творчество воспитателя дошкольного образовательного учреждения», которое определяется как интегративное личностное качество, включающее ценностно-мотивационную установку на готовность к избранной профессии и проявляющееся в реализации индивидуально-личностных качеств воспитателя: ценностное отношение к детям, любовь к детям, педагогическая интуиция, стремление к активной творческой деятельности в работе с детьми, углублённое знанию педагогики и детской психологии, владение особенностями педагогического общения, педагогический такт, педагогическая эмпатия, способность к проблематизации, творческое мышление, стремление к инновациям, целенаправленное использование инновационных педагогических средств, способствующих развитию творческих способностей детей.

  2. Выявлены компоненты педагогического творчества воспитателя ДОУ: ценностно-мотивационный компонент, направленный на ценностное отношение к детям, понимание ценности избранной профессии, значения педагогического творчества для эффективной педагогической деятельности; когнитивный компонент, включающий систему знаний по педагогике и психологии по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста; творческий компонент, ориентированный на умения целенаправленно использовать оригинальные педагогические средства в процессе обучения и воспитания дошкольников; коммуникативный компонент, предполагающий владение компетенциями по организации общения с детьми и их родителями, логическому конструированию разнообразных коммуникативных ситуаций; эмоционально-экспресивный компонент, направленный на проявление способности к эмпатии, педагогическому такту, толерантности по отношению к ребёнку, умение владеть собой в конфликтных ситуациях.

  3. Научно обоснована и разработана структурно-функциональная модель процесса совершенствования педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе непрерывного образования, включающая методологический, содержательно-процессуальный, контрольно-рефлексивный компоненты.

  4. Выявлены педагогические условия процесса совершенствования педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе непрерывного образования (ценностно-мотивационная установка воспитателя ДОУ на готовность к избранной профессии;; создание игрового воспитательного пространства с учётом возрастных особенностей детей; создание предметно-развивающей среды ДОУ; ориентация воспитателя на сотрудничество с родителями в процессе развития творческих способностей детей; создание положительной эмоциональной сферы при общении с детьми; 6организация постоянно действующих научно-методических семинаров для воспитателей, способствующих проявлению их творческой активности.

  5. Разработана программа совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования.

Теоретическая значимость исследования

  1. Уточнено понятие «педагогическое творчество воспитателя дошкольного образовательного учреждения» как педагогической категории.

  2. Теоретически обоснована необходимость совершенствования педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе непрерывного образования. Общая педагогика обогащена теорией творческого подхода к совершенствованию педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования.

  3. Научно обоснована теоретическая структурно-функциональная модель совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования.

  4. С целью совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ предложены инновационные формы работы в процессе непрерывного образования и теоретически доказана их эффективность. Установленные формы работы в процессе непрерывного образования дополняют аксиологию отечественного образования в ракурсе процесса совершенствования личностных качеств воспитателя ДОУ.

Практическая значимость исследования

  1. Выявлено и апробировано научно-методическое обеспечение процесса совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования, включающее методические рекомендации, направленные на развитие творчества воспитателя ДОУ, что обновляет содержание аксиологического воспитания в ДОУ в современном российском социуме.

  2. В педагогической деятельности воспитателя ДОУ апробирована авторская структурно-функциональная модель совершенствования педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе непрерывного образования.

  3. Разработана программа совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

  4. Выявленные педагогические условия совершенствования творчества воспитателей ДОУ помогут в диагностике уровня сформированности аксиологической воспитанности дошкольников.

  5. Методические материалы исследования могут быть использованы в практической самостоятельной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также для создания пособий, программ по совершенствованию педагогического творчества воспитателей ДОУ, при чтении лекций в вузе, на ФПК, в институтах повышения квалификации педагогических работников.

Этапы исследования

На первом этапе (2010-2011) проходил поиск, изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература по теме диссертации, анализировался опыт педагогической деятельности ДОУ г. Коврова, обосновывалась актуальность исследования, его проблема, формулировались объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, разрабатывалась программа экспериментальной работы.

На втором этапе (2011-2012) был определён понятийный аппарат исследования, проводился педагогический эксперимент, разработан критериально-диагностический аппарат исследования, обрабатывались данные констатирующего эксперимента, осуществлялось конструирование теоретической модели, определялись формы работы на этапе формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2012-2014) завершалась опытно-экспериментальная работа, проверялась результативность применения педагогических условий совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования, проводилось тестирование и анкетирование воспитателей ДОУ по содержанию формирующего эксперимента, разрабатывались показатели уровней педагогического творчества воспитателей ДОУ, осуществлялось обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы, оформлялся текст диссертации.

Личный вклад автора в исследование заключается в теоретическом обосновании проблемы исследования; в уточнении содержания понятия «педагогическое творчество воспитателя дошкольного образовательного учреждения»; в определении критериальных характеристик сформированности педагогического творчества воспитателя ДОУ; в разработке программы совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования; в проведении опытно-экспериментальной работы на всех её этапах; в количественной и качественной обработке результатов исследования.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются методологической полнотой исходных позиций, теоретических положений; междисциплинарным подходом поставленной проблемы; длительным характером экспериментальной работы; преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений; привлечением представительного количества научных источников, обеспечивающих эмпирическую базу исследования, положенную в основу теоретических положений и выводов, реализацией их в практической деятельности ДОУ, актами о внедрении.

Содержание и результаты исследования

В процессе анализа существующей философской, психолого-педагогической и методической литературы рассматриваются проблема творчества и творческих способностей личности, категория деятельности, специфика педагогического общения, основные подходы к определению сущности педагогического творчества, структурные компоненты педагогического творчества.

Сущность педагогического творчества определена на основе анализа таких понятий, как «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность», а также на основе анализа психолого-педагогической литературы. Требования, предъявляемые обществом и педагогической наукой к современному образованию, включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями (Я. А. Пономарев, Д. П. Богоявленская, Л. Б. Ермолаева).

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что проблемой творчества занимались и занимаются многие учёные. В одних подходах к данной проблеме развиваются идеи Л. С. Выготского об интериоризации, присвоении культурно-исторического опыта (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяков, Н. Е. Веракса, В. Т. Кудрявцев), в других – идеи изобретательности Дж. Гилфорда и Е. Торранса (Ю В. С. Юркевич, А. М. Матюшкин), в-третьих – идеи творчества как нерационального, интуитивного продукта (Я. А. Пономарев) [29].

Одно из самых распространённых определений творчества сводится к следующему: творчество – это высшая форма психической активности индивида, результатом которой является создание чего то нового, оригинального, неповторимого, и неважно, будет ли это новой вещью внешнего мира или «известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» (Л. С. Выготский, Е. Л. Яковлева, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, А. Е. Дудецкая). Это определение является важным для нашего исследования, так как в нем делается акцент на то, что в процессе творчества создаётся что то оригинальное, неповторимое, новое.

В психологическом словаре творчество определяется как деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей. Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству, который скорее следовало бы назвать «результативным». В педагогическом плане, как подчёркивает А. А. Леонтьев, в творчестве главное – это осознание личностью себя как «нового открытия», как активного, преобразующего (в широком смысле) начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения. Мы разделяем данную точку зрения учёного.

Основополагающим для нашего исследования является утверждение Л. С. Выготского о том, что «творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно порождённым потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии» (Л. С. Выготский) [13]. Для нашего исследования важно утверждение учёного, что творчество – это индивидуально-личностное качество человека. Для нашего исследования важно утверждение учёного, что творчество – это индивидуально-личностное качество человека.

Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития личности. Творчество - это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, которая требует индивидуального творчества по своей природе и назначению. Гуманистическая концепция образования исходит из того, что удовлетворение потребности в творчестве происходит лишь тогда, когда человек активен. Таким образом, определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Творчество - это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, которая требует индивидуального творчества по своей природе и назначению.

Проблему творческих способностей личности исследовали как отечественные, так и зарубежные учёные (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Е. Торранс, А. Маслоу и другие). Так, Б. Г. Богоявленская рассматривает интеллектуальную активность в качестве специфического базового фактора творческого показателя личности. «Интеллектуальная активность – личностное свойство, это свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве» (Д. Б. Богоявленская).

Основой развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции является деятельность. По мнению С. Л. Рубинштейна, деятельность — это обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека «Деятельность по самому существу её рационализма непостижима, ибо деятельность есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что ещё не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества» (П. А. Флоренский). В самом общем смысле деятельность можно представить, как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э. Г. Юдин).

Для нашего исследования значение имеет вопрос о развитии эмоционального отношения личности к художественной деятельности как важнейшего фактора развития художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Педагоги и психологи подчёркивают, что положительному отношению к деятельности способствует удовлетворение в данной деятельности тех или иных потребностей: интеллектуальной (приобретение знаний, умений, навыков), эта потребность особенно свойственна детям дошкольного возраста, любознательность которых и стремление научиться самим что то создавать, исполнять общеизвестны; коммуникативной (потребность содержательного общения со взрослыми и со сверстниками); потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. Все эти потребности удовлетворяются в разнообразной художественно-творческой деятельности.

Основная цель деятельности воспитателя ДОУ – воспитание детей дошкольного возраста, их обучение и развитие. Поэтому совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения следует рассматривать как важную цель и одновременно показатель успешности методической работы дошкольного образовательного учреждения, как непрерывный педагогический процесс. Личность воспитателя играет очень большую роль в процессе развития дошкольников. Анализ литературы позволил нам выделить такие аспекты, как личностные качества воспитателя, факторы поведения воспитателя, взаимосвязь между воспитателем и ребёнком, общение как часть педагогического творчества.

Важной для нашего исследования является проблема педагогического общения, которое имеет свою специфику. Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение (работы А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, А. А. Реана и других). Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и другие).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить особенности оптимального педагогического общения: по задачам – широкий спектр коммуникативных задач; открытая атмосфера для воспитанников, а не преобладание самодемонстрации педагога; по средствам – преимущественное использование организующих воздействий педагога (по сравнению с дисциплинирующими); преобладание косвенных воздействий над прямыми, опережающих над результативными, воздействий в положительном эмоциональном тоне над воздействиями, отрицательно окрашенными; наличие обратной связи от воспитанника, чередование педагогом разных позиций в общении; по результату – раскрытие резервов личности, удовлетворённость всех участников общения, педагогический такт [20].

Оптимальным можно считать и «открытое» педагогическое общение, когда педагог облегчает общение для самих детей, стимулирует их инициативу, самостоятельность. Характеристикой высокого уровня педагогического общения является коммуникативное творчество, т. е. поиск и нахождение педагогом новых задач и способов взаимодействия с детьми.

Ценным для нашего исследования является вопрос о педагогических умениях, необходимые для эффективного педагогического общения (исследования Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и других). Это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. В основе профессиональной культуры педагога лежат педагогический такт и педагогическая эмпатия. Педагогический такт–это чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Педагогическая эмпатия выражает чувства участников общения, включает понимание другого человека.

В настоящее время актуальной является проблема необходимости педагога любящего, так как современным детям, особенно дошкольникам, недостаёт педагогической нежности и любви. Ребёнок должен получать любовь не только в семье, но и в детском саду, в школе. Проблема педагогики любви исследуется целым рядом учёных (работы Ш. А. Амонашвили, В. А. Казанцева, С. Ю. Савиновой и другими). Любовь педагога – это деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы.

Для нашего исследования особенно важна мысль авторов о том, что «педагогическая любовь как вид духовной любви и деятельности лежит в основе педагогического мастерства, она является выражением высокого профессионализма педагога в его общении с детьми». На основании анализа научной литературы мы определяем педагогическое творчество воспитателя дошкольного образовательного учреждения как интегративное личностное качество, включающее ценностно-мотивационную установку на готовность к избранной профессии и проявляющееся в реализации индивидуально-личностных качеств воспитателя: ценностное отношение к детям, любовь к детям, педагогическая интуиция, стремление к активной творческой деятельности в работе с детьми, углублённое знанию педагогики и детской психологии, владение особенностями педагогического общения, педагогический такт, педагогическая эмпатия, способность к проблематизации, творческое мышление, целенаправленное использование инновационных педагогических средств, способствующих развитию творческих способностей детей. Структуру педагогического творчества воспитателя ДОУ составляют ценностно-мотивационный компонент, направленный на ценностное отношение к детям, понимание ценности избранной профессии, значения педагогического творчества для эффективной педагогической деятельности; когнитивный компонент, включающий систему знаний по педагогике и психологии по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста; творческий компонент, ориентированный на умения целенаправленно использовать инновационные педагогические средства в процессе обучения и воспитания дошкольников; коммуникативный компонент, предполагающий владение компетенциями по организации общения с детьми и их родителями, логическому конструированию разнообразных коммуникативных ситуаций; эмоционально-экспресивный компонент, направленный на проявление способности к эмпатии, педагогическому такту, толерантности по отношению к ребёнку, умение владеть собой в конфликтных ситуациях.

Разработка стуктурно-функциональной модели совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования проходила с опорой на следующие подходы:

  • компетентностный подход, включающий развитие у воспитателя способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах педагогической деятельности на основе полученных знаний, использования социального опыта, элементом которого является их собственный опыт;

  • деятельностный подход, предусматривающий реализацию форм и эвристических методов, обеспечивающих успешное совершенствование педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования;

  • системный подход, диктующий необходимость рассмотрения процесса совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования в системе развития психолого-педагогических знаний, умений, общей и педагогической культуры воспитателя. С точки зрения системного подхода, педагогическое творчество представляет собой совокупность структурных и функциональных компонентов. Эти компоненты существуют во взаимосвязи друг с другом и отражают сущность педагогического творчества, которая является целостным явлением;

  • личностно-ориентированный подход, рассматривающий личность как субъект деятельности, учитывающий личностные качества воспитателя;

  • интегративный подход, отражающий связи между единицами и структурами педагогического творчества и функционировании педагогического знания о сущности и содержании педагогического творчества как целостного явления;

  • культурологический подход, предполагающий постижение культуры и искусства в процессе образовательной деятельности;

  • коммуникативный подход, предусматривающий высокий уровень речевой культуры личности, умение решать разнообразные коммуникативные задачи, владение спецификой педагогического общения.

Структурно-функциональная модель совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования базируется на следующих принципах:

  • индивидуализации (учёт индивидуальных особенностей воспитателя ДОУ, реализация инициативной авторской позиции воспитателя);

  • дифференциации (уровень самостоятельности, субъективности воспитателей определяется степенью их инициативы);

  • педагогической целесообразности (учёт воспитателем собственных ресурсов, видение вариантов, осуществление своего выбора с учётом педагогических возможностей, психологических особенностей детей, анализ уникального опыта воспитателя его коллегами);

  • творческого коллективного взаимодействия (индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности педагога и детей, способность к рефлексии);

  • моделирования (моделирование реальных педагогических ситуаций) (Рис. 21).

Данная модель включает методологический компонент, который характеризуется рассмотренными методологическими подходами; содержательно-процессуальный компонент включает реализацию Программы совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования; контрольно-рефлексивный компонент включает оценку результатов исследования и самооценку воспитателей.

Рис. 21. Структурно-функциональная модель совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования

Выявлены и подробно описаны педагогические условия совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования: ценностно-мотивационная установка воспитателя ДОУ на готовность к избранной профессии; создание игрового воспитательного пространства с учётом возрастных особенностей детей; создание предметно-развивающей среды ДОУ; ориентация воспитателя на сотрудничество с родителями в процессе развития творческих способностей детей; создание положительной эмоциональной сферы при общении с детьми; организация постоянно действующих научно-методических семинаров для воспитателей, способствующих проявлению их творческой активности. Данные условия реализуются в авторской теоретической модели совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования.

Констатирующий эксперимент проходил на базе ДОУ № 24, № 36, № 43 г. Коврова. Задачами констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было: определение исходного уровня сформированности педагогического творчества у воспитателей ДОУ; сформированность индивидуально-личностных качеств воспитателя ДОУ; понимание воспитателями сущности педагогического творчества; наличие у воспитателей мотивации к творчеству; определение степени выраженности направленности воспитателей на педагогическую деятельность; изучение отношения воспитателей к детям; выявление трудностей воспитателей ДОУ при реализации творческих форм работы с детьми.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, по результатам наблюдения за педагогической деятельностью воспитателей ДОУ для первоначальной диагностики состояния уровня сформированности педагогического творчества воспитателей ДОУ были определены следующие критерии: мотивационно-ценностный критерий (положительная мотивация педагогической деятельности, понимание ценности профессии, ценностное отношение к детям); когнитивный критерий (педагогические знания, знание детской психологии); коммуникативный критерий (умение использовать знания по педагогике и психологии, методическая целесообразность применения различных форм работы с детьми, владение педагогическим общением); личностный критерий (степень педагогической зрелости, стремление к самореализации, проявлению творческих способностей, использование в работе с детьми разнообразных творческих форм, рефлексия, стремление к личностному росту, овладение педагогическим мастерством).

В зависимости от степени проявления показателей данных критериев нами выделены низкий, средний, высокий уровни сформированности педагогического творчества воспитателя ДОУ, каждому из которых дана количественная и качественная характеристика.

Низкий уровень: отсутствие мотивации на педагогическую профессию, интереса к пониманию педагогического творчества, слабые педагогические знания, отсутствие желания пополнять свои знания по педагогике и психологии, о методах и формах педагогической деятельности, стремление к традиционной форме проведения занятий с дошкольниками, равнодушие к детям, не интересуется новинками педагогической литературы, имеет затруднения в самооценке, безынициативность.

Средний уровень: воспитатель ДОУ проявляет интерес к увеличению педагогических знаний, имеет общее представление о сущности педагогического творчества, к детям не всегда проявляет любовь, чувствует потребность в творческой педагогической деятельности, но испытывает трудности в своих творческих поисках и нуждается в помощи, эпизодически проявляет инициативу и активность в подготовке творческих проектов, иногда проявляет интерес к новинкам педагогической литературы, владеет отдельными приёмами творческого проектирования занятий с дошкольниками, редко рефлексирует, иногда проявляет интерес к творческому опыту коллег.

Высокий уровень: наличие у воспитателя ДОУ ценностно-мотивационной установки на педагогическую профессию, ярко выраженной любви к детям, отношения к ним как главной ценности, внутренней потребности в совершенствовании педагогического творчества; активность и инициативность при проведении занятий с дошкольниками, стремление к увеличению объёма знаний по педагогике и психологии, большой интерес к новинкам педагогической литературы, владение особенностями педагогического общения, инновационными технологиями с целью развития творческих способностей детей, внимательное изучение опыта коллег, высокий уровень рефлексии.

Для определения исходного уровня сформированности педагогического творчества воспитателям ДОУ был предложен ряд диагностических методик: наблюдение, анкетирование, тестирование, шкалирование, тест-опросник МУН по А. А. Реану (мотивация успеха и боязни неудач), тест «Направленность на педагогическую деятельность» по методике, разработанный Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюмовой, анкету «Индивидуально-личностные качества педагога» Г. Е. Муравьевой, методика В. И. Андреева «Карта педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности».

На констатирующем этапе экспериментальной работы нами выяснялось понимание воспитателями ДОУ сущности педагогического творчества. Таблица 14 представляет эти результаты.

Таблица 14. Понимание воспитателями ДОУ сущности педагогического творчества

п/п

Определение сущности педагогического творчества воспитателями ДОУ

Количество воспитателей в %

1.

Воспитание нравственности детей, использование игровых форм занятий

46

2.

Личностно-ориентированный подход к детям

12

3.

Интеграция разных видов деятельности

6

4.

Вовлечение детей в различные виды творческой деятельности

6

5.

Применение инновационных технологий

4

6.

Использование сказок, их инсценировка

1 9

7.

Развитие творческого мышления

20

Таким образом, анализ ответов воспитателей ДОУ показал, что воспитатели недостаточно чётко представляют, в чем суть педагогического творчества. Вместе с тем воспитатели ДОУ считают, что им необходима педагогически ориентированная подготовка с целью совершенствования их педагогического творчества.

Воспитателям были предложены анкеты, позволившие выявить наличие мотивации к творчеству в своей профессии и отношение к детям.

Результаты анкетирования показали, что 29% воспитателей не стремятся к проявлению творчества в работе с детьми, но относятся к детям доброжелательно; 38% воспитателей стремятся к творчеству, но им не хватает знаний в этой области, они очень любят детей и стараются развивать их творческие способности; 18% воспитателей не видят необходимости проявлять творчество в работе с младшими дошкольниками; согласно мнению 79% воспитателей проявлять творчество нужно только в работе со старшими дошкольниками, чтобы развивать их творческие способности; лишь 12% воспитателей смогли представить свои творческие проекты.

Нами были проанализированы побудительные мотивы воспитателей к совершенствованию педагогического творчества. Таблица 15 представляет эти результаты.

Таблица 15. Побудительные мотивы воспитателей ДОУ к совершенствованию педагогического творчества

п/п

Побудительные мотивы

Количество воспитателей (в %), считающих данные мотивы наиболее важными

1.

Понимание ценности профессии воспитателя ДОУ

36

2.

Личностная педагогическая значимость

29

3.

Овладение инновационными технологиями

25

4.

Развитие творческих способностей детей

21

5.

Овладение методикой создания творческих проектов

19

Результаты констатирующего эксперимента, проанализированные по методу квалиметрии – перевода качественных показателей в количественные и подсчёта в баллах, показали, что большинство воспитателей (66%) имеют средний уровень сформированности педагогического творчества, 19% – низкий уровень и только 15% – высокий уровень. Это обусловило необходимость поиска путей совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ в процессе непрерывного образования.

В структуре личности педагога особая роль принадлежит педагогической направленности, так как в ней сосредоточены основные свойства личности успешного педагога.

Чтобы выяснить степень выраженности направленности на педагогическую деятельность воспитателей ДОУ, воспитателям был предложен тест «Направленность на педагогическую деятельность» по методике, разработанный Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюмовой и конкретизированный применительно к целям нашего исследования.

Воспитателям был дан ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно было выбрать один.

Результаты анализа ответов воспитателей показали, что высокий уровень педагогической направленности имеют 27% воспитателей, средний – 50%, низкий – 23%.

В процессе констатирующего этапа экспериментальной работы мы выясняли сформированность индивидуально-личностных качеств воспитателей ДОУ по методике, разработанной Г. Е. Муравьевой и В. В. Моругиной и конкретизированной применительно к нашему исследованию. Воспитателям была предложена анкета с перечнем индивидуально- личностных качеств. Содержание анкеты представлено в тексте диссертации. Воспитателям было предложено отметить те названные качества, которыми они обладают. Мы получили следующие результаты: стремление к творчеству (34%), любовь к детям (74%), доброжелательность(47%), тактичность (25%), чуткость (32%), ответственность (43%) трудолюбие (56%), коммуникативность (36%), толерантность (18%), внимательность (51%), отзывчивость (23%).

Результаты констатирующего эксперимента показали невысокий уровень сформированности педагогического творчества воспитателей ДОУ, что позволяет сделать вывод о необходимости специальной работы по совершенствованию педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам ввести в деятельность воспитателей ДОУ экспериментальной группы разработанную теоретическую модель совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования и внедрить программу совершенствования педагогического творчества в образовательный процесс ДОУ.

Таблица 16. Трудности воспитателей ДОУ при реализации творческих форм работы(экспериментальная группа) (%)

Трудности воспитателей ДОУ

Констатирующий этап

Формирующий этап

Недостаточность времени на подготовку подобных мероприятий

61

49

Отсутствие методических рекомендаций по проведению творческих конкурсов в ДОУ

73

36

Недостаточность современного оборудования, аудио и видеоматериалов

58

24

Слабая связь между воспитателями отдельных групп

44

8

Дети не желают участвовать в творческой работе

17

6

Недостаточно знаний об инновационных формах работы

14

5

Проведённое исследование показало, что у большинства воспитателей мало времени на подготовку и проведение творческих форм работы. Воспитателям ДОУ необходимы методические рекомендации по проведению с детьми творческих форм работы им необходимо пополнять знания об инновационных формах работы с детьми.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была реализована Программа совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования. Основой Программы совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ явился системный подход, который позволил рассматривать данный процесс как целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Содержание программы составляли лекции, семинары, тренинги, деловые игры, дискуссионный аквариум, информационный лабиринт, кейс-стади содержание которых соответствовало возрастным особенностям дошкольников. Так, в экспериментальной группе проходил проблемный семинар «Педагогическая культура воспитателя ДОУ». Результативность процесса совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ обеспечивалась применением активных методов работы (метод мозгового штурма, исследовательский метод, творческие конкурсы, творческие проекты, мастер-классы и другие. Мастерство воспитателя обнаружится в организации совместной работы по типу дискуссии, вероятного анализа и реальных проб моделирования творческих ситуаций.

В ходе формирующего эксперимента в контрольной группе осуществлялся только контроль за процессом совершенствования педагогического творчества воспитателей.

Контрольный этап предполагал проведение диагностики сформированности педагогического творчества воспитателей ДОУ по ранее названным критериям.

Сравнение показателей констатирующего и формирующего этапов с использованием t–критерия Стъюдента показало, что если число меньше 0,05, то достоверность составляет 95%. В нашем исследовании число оказалось 0,027, то есть полученный результат 0,05 > 0,027.

Разработанные нами стуктурно-функциональная модель, Программа совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования и её методическое обеспечение, реализация выявленных нами педагогических условий по совершенствованию педагогического творчества воспитателей ДОУ оказались эффективными, что подтверждается тем, что 68% воспитателей ДОУ экспериментальной группы поднялись до высокого уровня сформированности педагогического творчества, 24% воспитателей отнесено к среднему уровню, 8% воспитателей осталось на низком уровне (Рис. 22).

Рис. 22. Уровни сформированности педагогического творчества воспитателя ДОУ

Заключение и выводы

  1. Предложено конкретизированное автором определение понятия «педагогическое творчество воспитателя дошкольного образовательного учреждения», структуру которого составляют ценностно-мотивационный, когнитивный, творческий, коммуникативный, эмоционально-экспрессивный компоненты.

  2. Разработана и внедрена в практику ДОУ структурно-функциональная модель совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в процессе непрерывного образования, которая состоит из методологического, содержательно-процессуального, контрольно-рефлексивного компонентов.

  3. Разработана и апробирована авторская Программа по совершенствованию педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе непрерывного образования.

  4. Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие успешное совершенствование педагогического творчества воспитателя ДОУ: ценностно-мотивационная установка воспитателя ДОУ на готовность к избранной профессии; создание игрового воспитательного пространства с учётом возрастных особенностей детей; создание предметно-развивающей среды ДОУ; ориентация воспитателя на сотрудничество с родителями в процессе развития творческих способностей детей; создание положительной эмоциональной сферы при общении с детьми; организация постоянно действующих научно-методических семинаров для воспитателей, способствующих проявлению их творческой активности.

  5. Разработаны разнообразные формы педагогической деятельности, способствующие совершенствованию педагогического творчества воспитателя ДОУ (дискуссионный аквариум, информационный лабиринт, кейс-стади, творческий проект, творческий конкурс).

Проведённое исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с совершенствованием педагогического творчества воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Перспективными вопросами, которые следует решать в будущем, могут быть проблемы формирования ценностного отношения к профессии воспитателя ДОУ, повышение педагогической культуры воспитателя ДОУ, проблема выявления одарённых детей, а также проблема взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями дошкольников, разработка новых форм работы по повышению педагогического мастерства воспитателя ДОУ.

Литература

  1. Анцыферова Л. И., Психология формирования и развития личности /Л. И. Анцыферова //Человек в системе наук.– М., 1989.– С. 426-433.

  2. Анцыферова Л. И., Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анцыферов.– М.: Институт психологии РАН, 2004.– 414 с.

  3. Асмолов А. Г., Психология личности.– М.: Изд-во МГУ, 1990.–367 с.

  4. Беспалько В. П., Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.– М., 1989.– 192 с.

  5. Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.– М.,1968.

  6. Божович Л. И., Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович //Под ред. Д. И. Фельдштейна.– М.: Международная педагогическая академия, 1995.– 208 с.

  7. Бороздина О. С., К вопросу о дошкольной подготовке изучения русской культуры в начальной школе / О. С. Бороздина.–М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1887.

  8. Борытко Н. М., Теория и практика становления профессиональной позиции педагога – воспитателя в системе непрерывного образования: Автореф. дисс. … д-ра наук. – Волгоград, 2001.– 38 с.

  9. Буре Р. С., Островская Л. Ф., Воспитатель и дети.– Москва: Ювента, 2001.

  10. Венгер Л. А., Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания.– М., 1986.

  11. Венгер Л.А, Дьяченко О. М., Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.– М., 1989.

  12. Викулина М. А., Технология воспитывающего взаимодействия педагога с детьми-лидерами: учеб. пособие / М. А. Викулина.– Н. Новгород: Изд-во» Арабеск», 2000.– 140 с.

  13. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

  14. Гершунский Б. С., Философия образования для XXI века.– М.: Педагогическое общество России, 2002.

  15. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е., Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребёнка-дошкольника / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса // Вопросы психологии.– 1994.– № 2.– С. 77-86.

  16. Дьяченко О. М., Развитие воображения дошкольника.– М., 1996.

  17. Зимняя И. А., Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя.–Изд. второе, доп., испр., и перераб. – М.: Логос, 2005. –384 с.

  18. Зимняя И. А., Стратегия воспитания в образовательной системе России: Подходы и проблемы / Под ред. И. А. Зимней.– Изд. 2 е, доп., и перераб. – М: Агентство «Издательский сервис», 2004. – 329 с.

  19. Казакова Т. Н., Развивайте у дошкольников творчество / Т. Н. Казакова.– М.: Просвещение, 1984.– 125 с.

  20. Капоченя Л. Ф., Педагогическое общение как условие социально-психологической адаптации ребёнка к школе: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Шуя, 2002, 22 с.

  21. Кларин М. В., Педагогическая технология в учебном процессе.– М., 1989.

  22. Кларин М. В., Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии (Анализ зарубежного опыта).– Рига, 1995.

  23. Лебедева С. А., Подготовка педагога к технологии реализации программ дошкольного и начального образования / С. М. Лебедева // Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных, специалистов.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет, 2008.– С. 103-105.

  24. Митина Л. М., Психология профессионального развития.– М.: Академия,1998.– 218 с.

  25. Митина Л. М., Психология профессионального развития учителя: Автореф. дисс. …доктора психологических наук.– Москва, 1995.– 40 с.

  26. Митина Л. М., Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина.– М.: Дело, 1994. – 216 с.

  27. Митина Л. М., Психология развития конкурентноспособной личности / Л. М. Митина.– М.6 МПСИ, 2003.– 274 с.

  28. Митина Л. М., Психология труда и профессиональное развитие учителя / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004.– 320 с.

  29. Пономарев Я. А., Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. – М.: Наука, 1990. – 303 с.

  30. Сайтханова В. Я., Социально-педагогические условия организационно-методической деятельности педагогической мастерской учителей-логопедов городских муниципальных образовательных учреждений / В. Я. Сайтханова.– Москва: Социально-гуманитарные знания, 2007.– 59 с.

  31. Сайтханова В. Я., Формирование профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской: Автореф. дис. …канд. пед. наук.– Шуя, 2009.– 22 с.

  32. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации.– М.,1998. – 356 с.

  33. Сластенин В. А., Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: 2 ч.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  34. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н., Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Под ред. В. А. Сластенина.–10 е изд., перераб. – М.: Издательский дом «Академия», 2011.

  35. Сластенин В. А., Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Магистр, 1997.

  36. Шумарина А. П., Механизм формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений / А. П. Шумарина // Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных, специалистов.– Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет, 2008.– С. 216-220.

  37. Эльконин Д. Б., Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.– М.: Международная педагогическая академия, 1995.–224 с.

  38. Якиманская И. С., Разработка технологий личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии.– 1995.– № 2.

  39. Якиманская И. С., Педагогическая психология (основные проблемы) Уч. Пособие / И. С. Якиманская.– Воронеж: Издательство МПО «МОДЕК», 2008, 648 с.

    Колесникова Г. Г.  Педагогические условия совершенствования творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе непрерывного образования. Монография // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. № 7. Монографические исследования / Под научн. редакцией проф. П. С. Гуревича и проф. С. В. Чернова. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2016.


    Файлы:
    pdf.png Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. No 7. Монографические исследования HOT

    Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. No 7. Монографические исследования. / Под научн. редакцией проф. П. С. Гуревича и проф. С. В. Чернова. — М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2016. — 544 с. ISBN 978-5-9902381-7-6

    Настоящее издание содержит материалы монографических исследований следующих авторов: С. В. Чернов, А. Е. Харламенков, В. К. Фёдоров, А. В. Луценко, О. В. Ажнина, Г. Г. Колесникова, Л. Ю. Боженко, С. Л. Шелина, О. В. Гриднева, Л. Н. Литвиненко, А. Ал. Шильнов, А. Ан. Шильнов, С. М. Ефименко, Л. О. Мокрецова, Б. В. Самсонов. Главная линия книги – это тема человека во всём многообразии его проявлений в современном быстро меняющемся мире. Материалы книги будут интересны широкому кругу учёных, педагогов, практических работников и представителей общественных институтов.
    УДК 159.924+303+37.01+91
    ББК 26.8+60+74+87

    Дата 2016-03-17 Язык  Russian Размер файла 10.49 MB Скачать 1 565 Скачать