Начальная школа занимает особое место в системе народного образования. Она дает первоначальные знания, азы, без которых нельзя двигаться дальше. Именно в ней формируются навыки детей мыслить, понимать, ориентироваться в жизни. Кроме того именно начальная школа учит читать, писать, считать, говорить на родном языке, любить свою Родину. А в пореформенной России на первом месте в списке предметов стояли Закон Божий и церковное пение. Качественное профессиональное образование может существовать только при условии, что предыдущие звенья справляются со своими функциями.

Начальная школа в России второй половины 19- начала 20 века прошла долгий и сложный путь. Начавшись как дело Русской Православной церкви при полном равнодушии государства и общества, в последующее время она стала объектом притязаний и манипуляций и со стороны государственных органов, и общественных институтов в лице земств.

Система народного просвещения в России строилась сверху вниз Под наибольшим внимание были университеты, технические институты и среднее образование – гимназии. Начальному образованию уделялось меньше внимания государства. Оно находилось в руках Церкви и земства.

Проблема взаимодействия различных общественных сил в отношении к начальной школе представляет особый интерес для исследования. Можно выделить три основные силы, влияющие на школу. Это государство, Русская Православная церковь и общество в виде земств. Рассмотрение этого вопроса будет ключевым в ходе исследования.

После освобождения крестьян в феврале 1861 года в России начальные школы привлекли внимание общественности и стали бурно развиваться. Существовало 2 основных вида начальной школы: церковно-приходской и земский.

Рассмотрим систему управления школами, подвластными МНП.

Вся страна делилась на учебные округа, которые можно сравнить с ныне существующими федеральными округами (по территориальному делению). Так, Московский учебный округ в общих чертах соответствовал Центральному Федеральному округу.

В каждом округе существовал попечитель, в руках которого сосредотачивалось высшее управление. У попечителя имелась канцелярия.

Уровнем ниже располагались губернские и уездные училищные советы. Училищные советы действовали в составе губернского епархиального архиерея, представителей земства и министерства народного просвещения. До реформы 1874 года училищные советы не были напрямую подчинены министерству народного просвещения. После принятия Положения 1874 года во власти училищных советов остались заботы о материально-хозяйственном обеспечении учебных заведений, кадровой политике и право «упразднения училищ, признанных вредными».

Учебная часть передавалась в руки министерства народного просвещения.

Таким образом, министр народного просвещения граф Толстой Д.А. выстроил централизованную систему управления образованием, «вертикаль власти», подчиненную МНП.

Теперь подробнее о типах учебных заведений. Как известно, «начальные народные училища» по ведомственному подчинению делились на министерские, церковно-приходские и земские. Также существовала обширная группа заведений, подчиненных другим министерствам и не находящихся под контролем МНП.

Официально министерскими назывались все заведения, не относящиеся к церковно-приходским, (кроме частных), в том числе и земские.

Хотя на самом деле собственно министерскими имеет смысл считать только «образцовые» училища. Началом существования образцовых училищ в юридическом смысле можно считать инструкцию МНП, утвержденную 4 июня 1875 года.

Образцовых училищ существовало совсем немного. Министерство народного просвещения обеспечивало в образцовых училищах материально учебный процесс, а хозяйственное обеспечение было возложено на сельские общества.

Земские школы действовали по положению о земских учреждениях, хотя по закону учебные мероприятия не были обязательными в расходной части земств. Вся учебная и административная часть была подчинена министерству, а расходы ложились на плечи земств и сельских обществ, что постоянно вызывало недовольство земств.

Системная деятельность по народному просвещению началась с создания в 1801г. императором Александром I Министерства народного просвещения. После этого менялись уставы 1828 г., 1831 г. Но самый яркий период развития народного просвещения ознаменован принятием указом императора Александра II Правительствующему Сенату от 14 июля 1864 года «Положения о начальных народных училищах».

Согласно Положения, задачей школы было «утверждать в народе религиозно-нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания»1.

Положение делало управление народными училищами децентрализованным. В имущественном отношении начальные училища открывались по инициативе городских и сельских обществ, управлялись ими в хозяйственном отношении и содержались ими. В правящих сферах считали, что это дело должно быть предоставлено «доброй воли общества, а правительство вправе его лишь поощрять»2.

В административном и учебном плане начальные школы подчинялись уездным и губернским училищным советам. В них входили, кроме представителей различных министерств и духовного ведомства, выборные от органов самоуправления – земств и городских дум, а также от учредителей. Представитель уездного совета избирался из его членов, а в губернских - председательствовал архиерей.

Уездные училища действовали на основании общего устава училищ, высочайше утвержденного 8 декабря 1828 года, и нового штатного расписания, принятого 17 апреля 1859 года.

По уставу 1828 года их цель заключалась – во-первых, готовить к дальнейшему образованию в средних учебных заведениях и, во-вторых, давать известное законченное образование лицам, лишенным возможности получать среднее гимназическое образование, преимущественно детям мещан, бедных дворян и мелких чиновников.

Этот период развития образования можно смело назвать либеральным. В эти же годы на либеральных основах были проведены и другие реформы: земская, судебная и военная.

Однако в апреле 1866 года, после выстрела Д. Каракозова в императора Александра II, политическая обстановка изменилась. Император стал больше прислушиваться к консерваторам. Идеологом консерватизма стал известный издатель, журналист и публицист М.Н. Катков. Он издавал такие журналы и газеты, как «Московские ведомости», «Современная летопись», «Русский вестник». М.Н. Катков последовательно отстаивал государственные интересы самодержавной России и поддерживал реформы. Но он, считал, что они должны служить укреплению самодержавия, православной церкви и дворянства, а не их ослаблению.

Новым министром народного просвещения стал граф Д.А. Толстой в апреле 1866 г. Он сохранил за собой пост обер-прокурора. . Направление деятельности Министерства народного просвещения было определено рескриптом Александра II от 13 мая 1866 г.: «осуществлять воспитание юношества в духе религиозных истин, уважения к правам собственности и соблюдения «коренных начал обще­ственного порядка»3.

До этого Д.А. Толстой в течение долгого времени был министром внутренних дел, и в его управлении образованием просматривался полицейский характер.

Одной из первых инициатив графа Д. А. Толстого стало учреждение в 1864? году должности инспектора (училищ). Специальная инструкция 1871 года давала инспекторам большие полномочия и существенно ограничивала функции училищных советов. Сначала их было по одному на несколько земских губерний. Число инспекторов в 1874 г. увеличилось с 34 до 102.4 Однако, инспекторов не хватало, они не могли охватить лично каждую школу, поэтому их влияние на учебный процесс не было значительным, к радости земской публики.

Также, в 1869 году были учреждены образцовые министерские школы. По мнению Толстого, они должны были быть примером для земских школ.

Образцовые училища действовали на основании инструкции МНП, утвержденной 4 июня 1875 года. Как и в случае с земскими школами, содержали такие школы сельские общества – строили и ремонтировали. Министерство отвечало за учебный процесс и содержание учителей. Учреждая этот тип начальных училищ, руководство министер­ства исходило из того, что в них учащиеся должны были «приобретать элемен­тарное образование в более полном и законченном виде сравнительно с други­ми сельскими начальными училищами, устрояемыми по Положению 25 мая 1874 г.»5.

Но главное законодательное действие графа Д.А. Толстого состоялось позже. 31 мая 1874 года было принято новое «Положение о начальных народных училищах». Новое положение вводило централизованную систему управления народной школой. В результате его принятия вся учебная и административная власть в школе сосредотачивалась в руках Министерства народного просвещения. Выстраивалась стройная вертикаль власти от министра до каждой конкретной школы. Основная цель «Положения…» 1874 г. заключался в «охранении дела народного образования от посторонних и пагубных влияний, поддержанием и упрочением оного в духе религии и нравственности»6. Недостатки «Положения…» 1864 г. граф Д.А. Толстой видел «в неопределенных отношениях центрального управления министерства народного просвещения и попечителей учебных округов и всех других представителей учебного ведомства к училищным советам». Он считал, что «сельские училища и учителя должны находиться в прямом и непосредственном заведовании и министерства народного просвещения, которое одно только могло вести дело народного образования правильным путем по одному общему плану».7

Это было достигнуто следующими мерами.

В новом Положении8 был изменен второй отдел, регламентирующий управление школами. Теперь уездные и губернские училищные советы оставляли за собой материальное и хозяйственное обеспечение школ. Также они могли утверждать и увольнять учителей.

После убийства Александра II 1 марта 1881 года политическая обстановка снова изменилась. Как известно, на следующий день Александр Второй планировал подписать конституцию. Но после его убийства об этом не могло быть и речи.

В этих условиях большое влияние на политический процесс стали оказывать консерватор обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и редактор газеты «Московские ведомости» М.Н. Катков. Фактически они стали идеологами новой самодержавной политики.

На заседании совета министров 8 марта 1881 года Победоносцев высказался против конституции и за укрепление самодержавия: «Государь, в такое ужасное время надобно думать не об учреждении новой говорильни, в которой произносили бы новые растлевающие речи, а о деле. Надо действовать!»9

Если вспомнить опыт 1905 года с последующим подписанием конституции и учреждением Думы, которая заняла явную антигосударственную позицию, которую приходилось регулярно разгонять, и которая, в конечном счете, сыграла большую роль в Февральской революции 1917 года, то К.П. Победоносцев во многом был прав.

При участии К.П. Победоносцева был подготовлен текст Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 года. В нем провозглашается идея (принцип?) незыблемости самодержавия.10

К.П. Победоносцев позаботился и о законодательном закреплении своей деятельности. 13 июня 1884 г. по его докладу были утверждены императором Александром III «Правила о церковно-приходских школах, составленные Синодом.

Главной целью школ, обозначенной в правилах, было:: «Утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской, сообщать первоначальные полезные знания»11

По тексту правил, предполагалось обязать приходское духовенство открыть приходские училища для обучения детей в селах чтению, письму, молитвам и началам катехизиса по текстам, указанным Святейшим Синодом.

Преподавать в церковно-приходских школах обязаны «местные священники или другие члены причта, а равно особо назначаемые для того, с утверждения епархиального архиерея, учителя и учительницы, под наблюдением священника» (ст. 10 правил).

Таким образом, дореволюционная система просвещения Российской империи развивалась с широким участием общественности, разных социальных групп, как например, государство, Русская православная церковь, земства, педагоги; и в разнообразных формах, основными их которых были церковно-приходская и земская школа.

Цели и задачи церковно-приходской и земской школ во многом отличались. Для церковно-приходских школ основным было религиозно-нравственное воспитание учащихся. Земская же школа делала упор на знании и умении, которые преподавались ученикам, умении критически мыслить. Тут нужно учитывать возраст учащихся от 7 до 11 лет.

Теперь о взглядах на образование отечественных педагогов и мыслителей. Полемику об образовании открыл Н.И. Пирогов (1810-1881), опубликовавший в июле 1856 года в «Морском сборнике» статью «Вопросы жизни». Опубликованные в ней идеи стали событием в педагогической жизни России.

Пирогов выдвинул как цель воспитания – воспитание человека, проникнутого высокими нравственными убеждениями. На первое место он ставил «общечеловеческое образование», т.е. общее образование. Главной задачей образования Н.И. Пирогов считал воспитание человека как гражданина и патриота. Сначала нужно быть человеком, а уже потом профессионалом.

В статье «Вопросы жизни» он писал: «Дайте выра­ботаться и развиться внутреннему чело­веку! Дайте ему время и средства подчи­нить себе наружного, и у вас будут и не­гоцианты, и солдаты, и моряки, и юрис­ты; а главное у вас будут люди и гражда­не»12.

К.Д. Ушинский (1824-1870) видел основание воспитания в народности. Он первым среди русских ученых предпринял попытку связать педагогику с научными познаниями о человеке, сделав это в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Так же, как и Пирогов К.Д. Ушинский придавал большую роль в воспитании любви к Отечеству: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения, которое мы высказали выше, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…»13

Можно сказать, что большинство русских педагогических мыслителей были в той или иной мере последователями Ушинского.

Общим в их принципах было:

  • воспитание, основанное на народности, связанное с историей и традициями родной страны, изучением родного языка;

  • развитие личности ученика, уважение к индивидуальным особенностям учащихся;

  • неприятие формализма, приоритет общеобразовательного компонента в обучении над специальным.

Отечественная система образования прошла во второй половине 19 века сложный путь от формирования школьной сети до поднятия вопроса о всеобщей грамотности. Этот опыт важен и сейчас.

Подводя итоги, можно сказать, что успешное развитие образования может идти только при тесном взаимодействии между разными частями общества, с учетом культурных и исторических традиций и особенностей России и учитывании опыта прошлого, в том числе классиков отечественной педагогической мысли.

Литература

 

  1. Цит. по «Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в./ Сост. П.А. Лебедев - М. Педагогика, 1990 г.

  2. См. Вестник Европы.1884 №9 с.363-364.

  3. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. М.,1997. С. 350.

  4. Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1879, 1880, и 1881 годы. СПб., 1887. С. 154-155; СПМНП. СПб. 1902. Т.8. С. 76.

  5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М.: Педагогика, 1976. С. 64.

  6. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1995. С. 37.

  7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 41. № 43298. М.,1997. С. 350.

  8. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1882. Собрание третье. Т.1 №118.

  9. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. С. 543.

  10. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. СПб., 1901. Т.6. С. 622.

  11. См.: Рождественский С.В., Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. С.371.

  12. См. СПМНП. СПб., 1878. С228-234.

13.СПМНП. СПб., 1865. Т. 3. С. 1226.

1 СПМНП. СПб., 1865. Т. 3. С. 1226.

2 См.: Рождественский С.В., Исторический обзор деятельности…С.371.

3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 41. № 43298.

4 Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1879, 1880, и 1881 годы.
СПб., 1887. С. 154-155; СПМНП. СПб. 1902. Т.8. С. 76.

5 Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. СПб., 1901. Т.6. С. 622.

6 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М.: Педагогика, 1976. С. 64.

7 Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности … С. 543.

8 См. СПМНП. СПб., 1878. С228-234.

9 Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. М.,1997. С. 350.

10 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1882. Собрание третье. Т.1 №118.

11 См. Вестник Европы.1884 №9 с.363-364.

12 Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1995. С. 37.

13 Цит. по «Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в./ Сост.

П.А. Лебедев - М. Педагогика, 1990 г.

Источник: Янковский А. Ю. Становление и развитие русской начальной школы в пореформенный период (вторая половина XIX века) // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск второй (№2/2014) / Под научн. редакцией проф. С. В. Чернова. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. № 2. С. 121-128.