В современном обществе человек не может быть успешен без осмысленного отношения к своей жизни, без сознательного её проектирования, наличия стратегии жизни, умения собрать себя как целостную личность. Развитие субъективности человека, и рост его автономности требуют пересмотра устоявшихся мировоззренческих установок, императивов поведения и привычных алгоритмов деятельности. В настоящее время всё, что препятствует личностному развитию и самовыражению воспринимается личностью очень болезненно.

В настоящей статье предполагается показать значение духовной практики собирания себя для студента, которую можно рассматривать как одну из возможностей ответа на проблемы и трудности, возникающие в связи формированием индивидуальной картины мира, открытием в себе новых резервов для самореализации. Неадекватные ответы на вызовы внешней среды могут привести к негативным следствиям развития личности в целом.

Существует несколько близких по смыслу понятий, связаных с формированием личной стратегии жизни: «забота о себе», «собирание себя», «путь к себе», «самостроительство», «самодостраивание», «сборка личности» и др.Эти понятия, пока не получили содержательного наполнения и чаще всего используются в метафорическом смысле.

Известный культуролог Г. Померанц справедливо заметил, что «человек должен начинать с того, что он сам действительно чувствует». На вопрос корреспондента, чем он занимался всю жизнь, философ коротко ответил – «я собирал себя». Г. Померанц был убежден, что молодым людям надо собирать себя или идти к себе. При этом он отмечал, что «путь к себе и долог и тернист, но встав на этот путь, уже нельзя повернуть назад» [4].

Философ, на наш взгляд, справедливо указывал на то, что «Обычное наше состояние – это оторванность от глубин бытия. Бессознательная оторванность от глубин бытия - это грубость, примитивность, дикость. Чему она уступила место? Можно ли сказать, что она уступила духовности. Нет, гораздо чаще она уступила место пошлости. А пошлость – это самодовольная оторванность от глубин бытия». Он был убежден в том, что каждому человеку важно пережить то, что его превосходит [3, с. 85]. В общем-то, об этом же говорил и писал другой философ – М.К. Мамардашвили. Он справедливо считал, что человек, по определению, есть собирание себя, самостроительство [1, c.83; 319].

Практики по собиранию себя направлены на осознание своей духовной основы, на формирование уникальной индивидуальной картины мира. Собирание себя предполагает самостоятельность в любой жизненной ситуации, самоконтроль за своим состоянием, чтобы полноценно и гармонично чувствовать себя во всех сферах жизни: в семье, учебе, работе, взаимоотношениях с другими людьми.

Собрать себя – значит открыть в себе силы для принятия самостоятельных важных решений, для нового качественного сдвига в жизни. В реальности это трудно представить без способности соединять в себе в единое целое тело, разум, чувства, пять сил души: интеллект, интуицию, эмоции и аффекты, нравственное чувство, волю, что в свою очередь предполагает гармонизацию.

Разумеется, что глубинная основа всей работы по собиранию себя связана с потребностью современного человека в самоорганизации как самостоятельной системы, не зависящей только от внешних условий, обусловленных социальным бытием и современными вызовами.

Студентов, несомненно, интересуют не только проблемы, коррелирующие с различными сторонами протекания внутренней жизни, но и конкретные методики собирания себя. Практика свидетельствует о важности понимания для них условий, при которых достигается успех, своеобразного набора качеств успешного человека, представлений о возможностях выбора и ответственности за последствия совершенного выбора, о способах самомотивации и её роли в достижении желаемого результата и др.

Насим Талеб справедливо пишет, что в мире, где царит неопределенность, нельзя желать большего, чем быть антихрупким, то есть уметь при столкновении с хаосом жизни не просто оставаться невредимым, но и становиться лучше прежнего, эволюционировать, развиваться [2, с. 20; 32]. Общий ключ к неуязвимости и даже к совершенствованию в мире хаоса - это забота о худшем вместо заботы о лучшем. Это исключительно независимое от сложившихся стереотипных представлений убеждение, может помочь человеку стать свободнее в определении вектора своего развития.

Практики собирания себя ориентируют студентов на развитие внутренних ресурсов, творческого потенциала личности как основы её самостояния в современном мире. И в связи с этим, творчество можно рассматривать не только как универсальную характеристику, но и способность, а конечном итоге как качество личности, направленные на активное преобразование окружающего мира и самого себя.

Анализ анкетирований студентов Иркутского государственного университета на предмет выбора ими жизненных приоритетов и ценностей показывает, что для них нет ничего дороже любви, творчества, жизни, личностного развития. К сожалению, существующие возможности внутреннего развития не используются студентами в полной мере. Они, как правило, находят оправдание своей пассивности, лености, бессилию, необъяснимым поступкам.

Одна из причин подобной уязвимости – неверие в себя и в других, не умение мобилизовать свои ресурсы, а главное – отсутствие стратегической цели внутреннего развития. Мы убеждены, что основная причина кризисного сознания молодежи связана с отсутствием личностно значимой идеи. Гораздо легче признать абсурдность бытия и никчемность отдельной жизни, чем сформулировать вдохновляющую идею своего развития. В этом проявляется ограниченность взгляда на мир и на самого себя, неумение собрать и организовать себя в условиях системного кризиса социума, нарастающей социальной, групповой и личной дезорганизации.

Ответом на внешние вызовы является способность к самоорганизации, осознание своей субъектности, что главным образом и дает возможность осуществлять самостоятельный выбор своего поведения и действий и нести ответственность за этот выбор. Вектор развития студенческой молодежи связан с постижением законов управления своей жизнью для достижения внутренней целостности и гармонии. Этого можно достичь, лишь обладая способностью индивидуализации процессов самореализации.

Обретение целостности личности предполагает принятие ответственных решений на самых разных уровнях: мировоззренческом, поведенческом. На уровне межличностных отношений, здоровья и бизнеса и т.п. Имея базовые знания о структуре собственной личности и структуре жизненного пути, человек может лучше узнать себя и попытаться «собрать» себя, «упорядочить» в соответствии с универсальными принципами, которые описаны в разных духовных традициях и практиках.

Знание взаимозависимостей структур личности, мира и духовного пути позволяет распознавать в потоке жизненных событий свою духовную задачу, уникальную в каждый новый момент. Это знание даёт возможность выстроить свои внутренние опоры, которые позволяют студентам иметь свободное творческое поведение, освобождённое от чужеродных и своих стереотипов поведения. Собирание себя начинается с осознания своей миссии, осмысления замысла, идеи и определения цели этого процесса. Помимо этого необходимо определить ресурсную основу предполагаемых изменений. Не менее важно понимание рисков и реальных возможностей самоизменений.

Конечно, в попытке изменить себя на пути интеграции, определить траекторию своего развития или формирования психологической и социальной зрелости огромную роль играет самосознание личности. В связи с этим перед молодежью возникает значительная в её сложности проблема определения духовных ресурсов собирания себя. Чтобы разрешить это противоречие и помочь человеку сделать осознанный выбор, можно прислушаться к подсказкам извне, от вызывающего доверие умудренного жизненным опытом человека.

Преподаватели кафедры культурологии и управления социальными процессами охотно делятся своим жизненным опытом и проводят консультирование по вопросам личностного развития студентов университета. В работе со студентами используются разнообразные практики и технические приёмы, связанные с собиранием себя, соотносимые с духовными традициями прошлого и с  новейшими научно обоснованными рекомендациями. Учебная и консультативная работа со студентами направлена на побуждение к индивидуальным рефлексивным практикам и методикам собирания себя. Начало этой работы связано с формированием в молодом человеке убежденности в том, что каждый человек сегодня способен сам стать для себя и учителем и психотерапевтом. Никто лучше самой личности не может знать, в какой жизненной ситуации находится эта личность. Опыт и наблюдения показывают, что большинство людей способны помочь себе сами. Им нужно только подсказать, в каком направлении двигаться, какие инструменты самопомощи использовать, на какие ресурсы опираться.

Каждый из нас решает базовую проблему личности – проблему самоидентификации: «Кто Я?», «Зачем Я?», «В чем смысл моей жизни?», «На какие ценности Я ориентируюсь?», «Что придает устойчивость моей личности в мире?». «Какова моя картина мира»? и т.д.

Сложнейшая задача каждой личности сводится к тому, чтобы совпасть с судьбой, осознать свой путь, написать свою биографию.

И студенты, и преподаватели понимают, что простых решений, особенно тех, которые касаются нашего психического мира, не существует. Многие методики собирания себя, проверенные практикой, наполняются новым содержанием в соответствии с индивидуальными особенностями студентов и сопряженные при этом с динамично развивающейся средой.

Среди конкретных методов можно выделить вопросно-ответный тренинг, позволяющий направить и углубить саморефлексию студента. Темы набора вопросов: «Я есмь», «Исповедальное», «О себе», «Вопрос дня», «Откровенно о себе», «История жизни», «Несколько раз в день Я задаю и отвечаю на вопросы», «Экзамен жизни» и др.

В ситуации поиска или потери смысла жизни помогают различные духовные практики. Философотерапия позволяет прикоснуться к мировой мудрости в плане самостроительства, или достраивания своей личности до относительной полноты.

В работе со студентами активно используются методы нетрадиционной психотерапии. Все они по своей сути медиумы, проводники на пути к себе, направлены на собирание себя, интеграцию «Я». Нетрадиционная психотерапия эффективна в плане обретения и гармонизации внутреннего состояния. В работе со студентами используются методы нетрадиционной психотерапии: «Ведомое рисование», «Рисунок семьи», «Знаки судьбы». «Рисунок «Я». «Мандала» и др. Они позволяют вызвать творческий процесс самоизменения души, способствуют интеграции личности в единое целое.

Не менее важна работа по постижению жизненных путей, биографий, судеб, как и анализ опыта жизнестроительства философов, писателей, политиков, ученых. Знание великих жизненных целей гениев или просто талантливых людей способно стать волнующей, вдохновляющей, увлекательной сверхзадачей. Многих студентов «переворачивают» биографии и судьбы Джека Лондона, Рокуэла Кента, А. Солженицына и других. Опыт биографии талантливого человека направляет студента на осмысление своей жизни как непрерывного, целостного бытия.

Работа с креативными картами позволяет не только сформулировать студенту ряд идей, которые могут быть связаны с формированием самостоятельного мышления,свободного от штампов, стереотипов, шаблонов, но и помогает осмыслить стратегии поведения, сценарии жизни, обрести идею личностного развития.

Аналитические беседы способствуют осознанию глубинных экзистенциальных проблем (психоанализ через речевое высказывание о своих тревогах, страхах, травмах). Свободные высказывания о своих душевных проблемах помогают сформулировать перспективную стратегию личностного развития. С помощью практики медитации студент может найти свежую, яркую идею и нестандартное решение в творчестве, семейной жизни, учебе.

В условиях внешней нестабильности и системного кризиса, современный человек вынужден искать точку опоры в самом себе. Это столь же естественная, столь и рациональная стратегия.

«Собирание себя» красивая и вдохновляющая метафора. Но, вместе с тем, это удачное наименование стратегии личностного развития. Оно по своему замыслу может направить человека на осознание смыслов, идеи собственной жизни. Практика собирания себя может быть сопряжена с рисками, разочарованиями и сомнениями. Вряд ли молодой человек может знать, что ожидает его в предпринятом путешествии духовного самоопределения. Но, несомненно, что движение к цели способствует осознанию своей уникальности, личностных характеристик, духовных оснований саморазвития.

Литература

 

  1. Мамардашвили М.М. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени» / М. М. Мамардашвили. – СПб.: Издательство русского Христианского гуманитарного института, 1997. – 572 с.

  2. Насим Николас Талеб. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. Пер. с анл. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – 768 с.

  3. Померанц Г.С. Собирание себя. Курс лекций. – М.: ЛИА «ДОК», 1993. – 244 с.

  4. Путь к себе и долог, и тернист.http://www.rg.ru/2009/03/25/pomeranc.html

Источник: Киселёв Ю. А. Собирание себя как стратегия личностного развития // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2014. № 4. С. 40-45.