Печать
Категория: Философская школа, 2018, №3
Просмотров: 1432

Аннотация. В. Райх является одним из классиков психоанализа. Он развил учение Фрейда, особенно в том направлении, где уже начинала складываться классификация невротических характеров. В его работах это целая галерея невротиков, чьё психосексуальное развитие сказалось на формировании человеческих черт индивида. По Райху, любой тоталитарный строй основан в конечном счёте на сексуальном подавлении, становящемся основой характеров и служащем источником массовых неврозов. В таких случаях становится возможной укоренённость господствующей социальной системы и психической структуры индивида. Утверждая физическую реальность психической энергии, Райх предельно расширил понятие либидо и развил натурфилософское учение об универсальной космической и жизненной энергии – «оргоне». В 60-х гг. XX в. движение «новых левых» объявило его своим идеологом. Многие идеи Райха были развиты в сочинениях Т. Адорно и Э. Фромма.

Ключевые слова: психоанализ, Райх, невроз, мышечный панцирь, фрейдизм, либидо, характер, человеческая природа, сексуальность, оргон, энергия.

 

Имя Вильгельма Райха, ещё недавно малоизвестное за пределами узкого круга психологов и психотерапевтов, в последние годы выдвинулось в ряд самых видных социальных критиков нашего времени, ставится рядом с именами Э. Фромма и Г. Маркузе. Особенно отмечается, что именно Райх стал первым развивать те возможности радикальной социальной критики, которые были заложены в учении З. Фрейда. Фактически Райх стал основателем левого социального фрейдизма, одного из главных источников идеологии «новых левых». Это относится особенно к его идее политизации личного счастья и к выводу о существовании глубокой связи между сексом и политикой.

Вильгельм Райх родился в 1897 г. в австрийской Галиции в семье богатого фермера и до 1915 г., когда был призван на фронт, жил в деревне. Это, быть может, и явилось источником крайнего «натурализма», столь свойственного в целом его мышлению, веры в неиспорченность человеческой природы в стиле XVIII в. и его вражды к современной цивилизации.

В 1920 г., ещё студентом-медиком, Райх был принят в число членов Венского психоаналитического общества, группировавшегося вокруг З. Фрейда, и вскоре занял там видное положение. С 1924 г. он уже руководитель ответственного технического семинара общества, посвящённого обсуждению только тех случаев неврозов, которые не поддавались лечению существующими методами. Именно из опыта семинара Райх вывел основные компоненты своей психологической системы.

При всём своём стремлении к постоянному пересмотру отдельных положений своей теории Райх всегда проявлял твёрдую последовательность в защите основного тезиса, а именно: что сексуальность является тем центром, вокруг которого разворачивается вся общественная жизнь, равно как и внутренняя жизнь индивида. В 1927 г. он развил эти взгляды в целую систему в своей книге «Открытие оргона» [15]. Подобно Фрейду, Райх углубляет свои идеи, стремясь объяснить этиологию неврозов и исходя из того, что любой невроз, по его наблюдениям, сопровождается расстройствами в сексуальной сфере.

Фрейд уже намного раньше отмечал, что ни один невроз не развивается без сексуального конфликта, но при этом он понимал сексуальность в специфическом и максимально широком смысле, уделяя особое внимание ранним инстинктивным компонентам влечений. Ещё в 90-х гг. Фрейд разделил все неврозы на две группы: психоневрозы, источником которых служат подавленные влечения и травмы раннего возраста, и актуальные неврозы. Однако позднее его теории строились исключительно на концепции инфантильных неврозов. Райх, напротив, переносит центр тяжести с прошлого пациента на его настоящее, воскрешает понятие актуального невроза и в связи с этим вновь переключает внимание с инфантильных компонентов сексуальности на сексуальность в обычном ее понимании. Это также ведет к попытке заменить качественные психические показатели количественными.

В ранних своих работах Фрейд исходил ещё из механического представления о психической энергии или либидо, считая, что она, подобно другим видам энергии, может измеряться, перемещаться, блокироваться и т. д. Однако позднее всё яснее выявляется метафорический характер подобных выражений. Райх воскрешает эти ранние представления Фрейда, которые почти всеми считались устаревшим пережитком позитивизма и механицизма ХIХ в. С предельной последовательностью и прямотой Райх приходит при этом к созданию своей «сексуальной экономии», которая должна была, по его замыслу, стать синтезом Маркса и Фрейда, но явилась скорее амальгамой Фрейда и Адама Смита. В конечном счёте эта энергия принимает у него форму конкретного космического вещества – оргона. Так, применяя псевдо-марксистскую терминологию, Райх утверждает, что блокированная сексуальная энергия образует базис невроза, а его психологическое содержание – фантазии, питающие невроз, – его надстройку. Человек выступает как энергетическая система, а либидиозный процесс – как центральный регулирующий механизм этой системы. Не находящее разрядки либидо неизбежно направляется в другие каналы, приводя к возникновению телесных или психических симптомов. Задача современной социальной терапии — воссоздать нормальное проявление либидозной энергии. Этот логический ход развития оказался прямо противоположным тому стремлению к спиритуализации психической энергии и ограничению роли сексуальности, которое наблюдается в психоанализе уже с начала 30-х гг., особенно у неофрейдистов и эго-психологов.

В то же время в своём учении о характере Райх оказался в самом русле новых течений и даже во многом прокладывал им дорогу, хотя и здесь, по существу, резко расходился с господствующим направлением. В своей концепции характера [13] Райх пришёл к выводу, что, исходя из клинической проблемы сопротивления пациента попыткам врача, нужно проникнуть в его бессознательное. Однако пациент стремится не допустить аналитика к своим травмам и другому опасному материалу, служащему источником невроза. Эти сопротивления, по Райху, не просто сознательные или бессознательные уловки пациента, они включаются в структуру его личности и сами служат проявлением болезни. Этот, казалось бы, не столь заметный сдвиг отмечает, однако, глубокое изменение в самой концепции психического заболевания.

«Невроз характера» Райха оказывается уже не чужеродным включением в здоровую в остальном ткань личности, а патологией самой личности как таковой. Подобное понимание патологии находит затем дальнейшее развитие у неофрейдистов. «Невротический характер» Райха – это вид брони, внешнего панциря, защищающего индивид от ударов извне, но в то же время ограничивающего интенсивность его жизненных проявлений. Здоровый (или генитальный) характер оказывается у Райха по существу «антихарактером», прозрачной структурой, беспрепятственно пропускающей через себя либидозныеи другие влечения.

Если отношение Фрейда к бессознательному было двойственно и окрашено недоверием, то Райх видит в спонтанных проявлениях влечений первичную здоровую основу, находя в опасных иррациональных импульсах лишь вторичные искажения этой основной здоровой реальности. Возникает как бы трёхчленная модель личности: на самом глубоком уровне — здоровая и гармоническая естественная социабильность и сексуальность; когда эти пленения подавлены, как в западной, сексуально-негативной цивилизации, над ними возникает второй слой собственно фрейдовского бессознательного – извращённо агрессивных и первертированных влечений; этот слой в свою очередь перекрывается характерологической структурой – искусственной защитной броней личности: здесь характер как будто получает функциональное оправдание перед лицом извращенных инстинктов. Однако для Райха характер в конечном счёте сам представляет собой патологическое образование и тем более опасное, что сознание не воспринимает его как болезнь.

В целях терапии Райх разработал технику характерологического анализа. Если в своё время Фрейд показал смысл таких аспектов поведения как ошибочные действия, остроты, сновидения, то Райх дополнил их целым рядом новых свидетельств. Пациент Райха может в крайнем случае даже ничего не говорить. Его «характерологические защиты» могут быть раскрыты уже по манере появления, выражению лица, позам, манере держаться и смотреть на аналитика, по интонациям голоса и многое другое. Эффективность этой методики, очень высокая у самого Райха, однако, заметно понижалась у его последователей, поскольку психотерапия по-прежнему в большой мере оставалась искусством. Райх – сторонник активной психотерапии и максимального использования аффективных связей между врачом и пациентом. Так, в некоторых случаях поведение врача должно носить почти агрессивный характер, провоцировать в пациенте эмоциональные взрывы, которые могут даже закончиться нападением пациента на врача.

С самого начала Райх стремился к широкому воплоще­нию в жизнь своих идей. Будучи членом австрийской социал-демократической партии, он выдвинул идею создания в рамках партии сети «сексуальных клиник», где бы широкие массы могли не только получать личные советы, но у них пробуждалось бы сознание необходимости сексуальных реформ, что должно было стать важной предпосылкой социальной революции. В 1927-1930 гг. в Вене возникло шесть таких клиник, в создание которых Райх вложил большую часть своих личных средств. В мемуарах [12][1] Райха говорится, что эти клиники буквально осаждались тысячами мужчин и женщин. Дело кончилось тем, что партийной руководство увидело в них опасность отвлечения масс от политической борьбы и закрыло их в 1930 г. После этого Райх направился в Берлин, где вступил в Коммунистическую партию Германии и вновь приступил к созданию своих клиник. В Берлине он, между прочим, оказался в той же партийной ячейке, что и Артур Кёстлер.

Параллельно с этой практической деятельностью Райх стремился и теоретически оправдать объединение социализма и психотерапии. Этой теме посвящено шесть его книг, вышедших за период с 1929 по 1935 гг. В 1929 г. появляется его брошюра «Диалектический материализм и психоанализ». В ней Райх прежде всего пытается убедить, марксистов, что психоанализ вовсе не есть «диверсионный идеологический маневр разлагающейся буржуазии», а, напротив, разделяет с марксизмом ряд существенных предпосылок. Подобно Марксу, пишет Райх, Фрейд исходил из реальных человеческих потребностей, таких, как любовь и голод, прослеживая их судьбу во враждебной человеку среде. Психоанализ есть стихийно-диалектическое учение. Основным понятием Фрейда является понятие психического конфликта. И Маркс, и Фрейд подчёркивали в первую очередь антагонизмы, существующие между отдельными компонентами общества или компонентами психики. Если марксизм представляет собой критику капиталистической системы хозяйства, то психоанализ — критику буржуазной морали. Буржуазное общество, конечно, сделало всё, чтобы свести на нет значение психоанализа, а когда это удалось, нейтрализовать его критику. Профессия психоаналитика стала доходным бизнесом, а обсуждение своих «комплексов» модной темой для салонных разговоров: после выхода книги Фрейда «Я и Оно» [8] психоаналитики начали утверждать, что не всё сводится к одному сексу.

В своё время, полагает Райх, Маркс сам признал наличие разрыва между экономическим базисом и его надстройкой, в результате чего отдельные социальные группы могут действовать вопреки своим реальным интересам (например, французские крестьяне в 1789 и 1848 гг.). Подобная автономность идеологии находит своё объяснение, если обратиться к психологическому анализу, которого при жизни Маркса ещё не существовало. Дело в том, что идеологии не просто «отражают» экономическое развитие, но внедряются в психику индивида, укореняясь в структуре характера; сама же эта структура формируется в раннем возрасте и в ней воплощаются идеологические формы более раннего времени.

Не ограничиваясь смелым общим утверждением, что идеологии укореняются в самой структуре личности, Райх стремится проследить сам ход этого процесса. Характер формируется в детстве в результате конфликтов и кризисов семейной жизни. Семья, будучи сама ячейкой общества, производной от известных экономических отношений, формирует в процессе воспитания именно тот тип структуры характера, который поддерживает экономический строй общества в целом. Поэтому для понимания того, как экономические реальности преобразуются в политические, моральные или религиозные идеи, следует обратиться к типу семьи и практике воспитания, присущим той или иной культуре или эпохе. Можно было бы ожидать, что вслед за этим Райх перейдёт к историческому анализу типов семьи и семейных отношений в разных обществах. Однако для кропотливой исторической работы, которой не пренебрегали крупнейшие социальные теоретики, ему явно не хватало терпения и ин­теллектуальной дисциплины.

Единственным опытом применения Райхом своих социальных теорий остаётся его книга «Массовая психология фашизма» [14; 5]. Здесь, за десять лет до Э. Фромма и за двадцать лет до «Авторитарной личности» Т. Адорно [9], Райх утверждает, что фашизм возник не просто в результате махинаций немецких капиталистов или присущего Гитлеру дара харизмы. Его истоки следует искать в психологической структуре немецких масс. При чтении книги Райха нельзя избавиться от впечатления, что она явилась основным источником идей для Эриха Фромма, хотя тот об этом нигде не упоминает. Райх, равно как и Фромм [11], выводит психологические основы нацизма из амбивалентного отношения к власти, характерного для немецких средних слоёв. Мелкий буржуа в одно и то же время тянется к власти и бунтует против неё. Поэтому он особенно легко подчиняется абсолютной диктатуре мятежной организации, занимая позицию фюрера по отношению к тем, кто находится ниже него. Этот «авторитарный синдром» достиг своего апогея в результате экономического кризиса Веймарской республики, но его истоки восходят ещё ко временам Реформации. По иронии судьбы этот взгляд Райха оказался близким к попыткам апологии немецкой элиты у таких консервативных авторов, как Ф. Мейнеке и Г. Рихтер, которые в своём рвении реабилитировать немецкие культурные, политические и военные круги возлагают на массы всю ответственность за нацизм.

Характерная черта мелкой буржуазии, пишет Райх, – это совпадение семейной и экономической структуры. В семейной ферме или мастерской авторитет отца усиливается его экономической властью. Он может эффективнее контролировать поведение детей, чем отец в пролетарской семье, где дети отрываются от семьи самим процессом производства. Именно жёсткое сексуальное подавление подростков в среде среднего класса породило авторитарную фиксацию, которая стала питательной почвой для нацизма.

Переходя к обычным для него универсальным обобщениям, Райх затем сводит всю историю к двум основным типам семьи: матриархальной, которой соответствует здоровый генитальный характер, и патриархальной, поддержанной институтом моногамии; последнюю он называет настоящей фабрикой по выработке авторитарных и консервативных структур. Фашизм – лишь открытое выражение той болезни, которой человек страдал уже давно. Вообще, утверждает Райх, переход к патриархату, который связан с концом первобытного коммунизма Маркса, есть самая большая катастрофа в человеческой историй. Правда, дать связное объяснение её причин он никогда не мог. Главное зло патриархальной семьи – сексуальное подавление подрастающего поколения. Оно осуществляется не ради морального назидания, как утверждает религия, и не для защиты культуры, как считал Фрейд в книге «Зло цивилизации» [10], но ради единственной цели поддержания эксплуататорских режимов.

Поскольку сексуальное подавление в семье есть источник всех других форм угнетения, социальная революция неотделима от сексуального освобождения. Оно не есть простое приложение к политическим свободам. Напротив, сама революция бывает обречена на провал, если она не сопровождается отменой репрессивной морали. Подтверждение тому Райх находит в русской революции. В начале её, напоминает он, предпринимались попытки сексуальных реформ, подрывавшие авторитет патриархальной семьи. Однако в целом всё воспитание осталось сексуально-негативным. Основная структура характера в широких массах оставалась той же, заявляет Райх, какой была при царизме, в результате чего социалистическая демократия якобы «переродилась» в диктатуру.

Райх также выступает в защиту прав женщин. Его феминизм выражен не менее чётко, чем мизогиния Фрейда. Райх резко критикует идеал супружеской верности. Современный компульсивный брак он считает злом, поскольку каждый индивид всегда вправе искать себе нового сексуального партнёра. Однако на первый план Райх выдвигает защиту сексуальных прав детей. Ребёнок есть для него воплощение естественности и социабильности; лишь грубое подавление его природы превращает его в невротика, ведёт к развитию детской преступности, извращений и политической апатии. Поэтому будущее общество обязано обеспечить легальную защиту ребёнка от тирании родителей, гарантировав ему неурезанное право на мастурбацию и сексуальные игры с детьми своего возраста.

Любопытно, что в этой сексуальной утопии весьма чётко проступают авторитарные тенденции. В будущем «нерепрессивном» обществе должна существовать особая сексуальная администрация: во всех учреждениях и организациях должны работать квалифицированные сексологи, задача которых –  наблюдать за правильной сексуальной деятельностью всех членов общества; сами они подчиняются центральной организации, вырабатывающей общую сексуальную политику («сексполь»). По существу, вся эта утопия носит чисто пуританский характер. «Сексуальная революция» (термин Райха) должна положить конец всякой порнографии, извращениям, сквернословию и т. д., поскольку исчезнет потребность отводить подавленные сексуальные импульсы в незаконные каналы.

Райху в своё время не удалось убедить европейских левых включить сексуальные реформы в свои программы. В 1932 г. он был исключён из германской компартии. Коммунисты и социал-демократы запретили распространять среди своих членов публикации работ и статей Райха и его сторонников. Вскоре Райх был исключён и из Международной психоаналитической ассоциации.

С приходом к власти фашистов Райх переезжает в Данию, где стремится организовать новое политическое течение. Один из его последователей баллотируется в риксдаг от партии «социалистических сексуальных реформ». Однако, вскоре, вся эта деятельность закончилась высылкой Райха из страны.

В 1934 г. Райх был приглашён в университет в Осло, где он организует свою лабораторию и приступает к серии биопсихических экспериментов. Здесь происходит его быстрый отход как от психоанализа, так и от марксизма. И Фрейд, и Маркс, по его словам, одинаково видели в реальности борьбу несовместимых противоречий, будь то противоречия между влечениями или между классами. Между тем эти антагонизмы лишены глубоких основ в человеческой природе, будучи сами порождением политических идеологий.

Очень трудно найти подходящую характеристику для работ Райха последнего периода из-за их крайней экстравагантности. Можно было бы сказать, что они несут на себе уже печать не утопизма, а просто безумия, однако в них сохраняется последовательная логика, и между ранними работами и книгами последних лет лежит непрерывная линия развития.

С середины 30-х гг. XX в. из психоанализа выделяется культурно или социально ориентированный неофрейдизм. Неофрейдисты обвиняли ортодоксов в игнорировании социальных и культурных факторов формирования личности; ортодоксы с не меньшим успехом упрекали их в отрицании внутрипсихических и биологических факторов развития. Райх не примкнул ни к одному из этих лагерей, оставаясь загадкой для обоих. Райх раньше, чем Хорни и Фромм, писал о культурных факторах формирования личности, и он же довёл учение Фрейда о психической энергии до логических пределов, утверждая физическую реальность либидо, что было уже равно неприемлемо для всех. В результате серии весьма необычных опытов в университете Осло он приходит к выводу, что при сексуальном возбуждении возрастает биоэлектрический заряд сексуальных органов, тогда как страх и вообще негативные эмоции отвечают приливу электрической энергии к мозгу. Эта электрическая теория сексуальности, нарушавшая, правда, все известные законы электричества, стала только переходной ступенью к «открытию» в 1939 г. особой жизненной энергии  – оргона.

Оргон – райхианский вариант elan vitae Бергсона или visvitalis Кеплера – в отличие от этих метафорических выражений для жизненной силы оказывается чем-то предельно конкретным  –  особым веществом голубого цвета, его можно наблюдать, например, в синеве неба или голубоватых отливах красных кровяных телец, а также измерять счётчиком Гейгера.

В 1939 г. поднялась кампания против Райха и его экстравагантных опытов в норвежской печати, ив том же году он эмигрировал в Америку, в чём ему оказал содействие знаменитый этнолог Б. Малиновский, бывший его большим поклонником. Врачебная практика в Америке оказалась настолько успешной, что уже в 1934 г. он покупает участок в 200 акров в лесах штата Мэн, где сооружает частный исследовательский «Институт Оргона». Здесь он развёртывает свои опыты и вместе с тем направляет в Конгресс одно за другим требования провести закон о защите сексуальных прав детей и подростков.

В 50-х гг. Райх уже объявил оргон первичной субстанцией и основой всего существующего, причём утверждая, что сама материя возникает в результате сексуального соединения двух потоков оргонной энергии. Никакая фантазия физика не могла бы вообразить подобной теории «единого поля», которая охватывала бы все аспекты реальности – от симптомов шизофрении до движений Млечного пути. Только атомная энергия сохраняет свою автономию. Вся история космоса начинает выступать у Райха как титаническая борьба энергий органов и атома.

Начав свою карьеру как вольнодумец и антиклерикал, Райх обретает теперь симпатии к религии, которую он уже не рассматривает лишь как один из «препаратов опия». Западная наука, пишет Райх, отняла у космоса жизнь, истолковав его по законам мёртвой механики; только в религии сохранилось осознание мировых жизненных сил в искажённой и мистифицированной форме. Райх даже истолковал христианскую теологию в свете теории оргона. Так, бог представляет собой антропоморфную проекцию, в основе конторой лежит осознание человеком океана космического оргона. Христос не что иное, как архетип гениального характера, сохранившего прямую связь с космическими оргонными силами и т. д. Сама «оргономия» Райха выступает как теологическая система, в одно и то же время фантастическая и детально разработанная, это и тотальная интерпретация реальности и универсальная система терапии.

В последние годы жизни, несмотря на внешние успехи, у Райха нарастает чувство тревоги за судьбу своего учения и вместе с тем, видимо, развивается мания преследования. У него растёт опасение, что «грязные умы» используют его авторитет, чтобы поднять ещё невиданную волну грязи и порнографии. Эти опасения сбылись. Идеологи битников, вроде Алекса Гинзберга и Уильяма Берроу, сумели соединить аргументацию Райха и его пафос с проповедью гомосексуализма, всевозможных половых извращений, а заодно и потребления наркотиков.

Многие последователи З. Фрейда, в том числе К. Юнг, А. Адлера, Э. Фромм и другие, были шокированы свойственным ему возвеличиванием полового инстинкта и нашли иные истоки массовых неврозов. Но не таков В. Райх. Особенности его личности, склонной к неодолимому преувеличению, привели его даже к конфликту с Фрейдом. Фрейд в своих работах указал на столь массовый исток невротизации, как половая неудовлетворённость. Соответственно для устранения психологических причин душевных отклонений Фрейд объявил войну викторианской этике, чопорности и ханжеству, которые укоренились в сфере интимных отношений. Непредубеждённое, свободное отношение к сексу – вот, согласно Фрейду, панацея от психологических заболеваний.

Но такая позиция показалась Райху непоследовательной, не окончательной. Он стал настаивать не только на половой свободе, но и на генитальной любви, которая невозможна без оргазма. Если сексуальные партнёры не достигают предельной физиологической разрядки, стало быть, они невротики. А этот недуг, взятый в общечеловеческом масштабе, Райх называет эмоциональной чумой [7]. Нелишне отметить, что Фрейд был потрясён такой радикализацией собственного учения. А если добавить к этим событиям увлечение Райха фрейдомарксизмом и его попытки в канун войны проводить массовые инструктажи пролетариев, ещё не получивших предельного наслаждения от интимной близости, то можно представить, какое смятение испытывал Фрейд по этому поводу.

Райх расценил подавление генитальной любви как эпидемию, которая на протяжении многих тысячелетий косит людей, лишая их радостей жизни. Но автор не ограничивается изучением сексуальной патологии. Он отважно вторгается в социальную сферу. Отдельный невротик несчастлив, отчуждаясь от оргазма. Но в результате общественная жизнь получает, согласно Райху, оглушительные последствия. Репрессия генитальной любви рождает массовые вспышки садизма, преступности и даже тоталитарные режимы. «Коричневая чума», т. е. фашизм, отмечает Райх, – очевидное обнаружение этих процессов.

Но как можно разглядеть симптомы данного недуга? Сложность состоит в том, что сам увечный невротик не замечает грозных симптомов этого заболевания. Однако о недуге неумолимо свидетельствуют такие душевные состояния, как тревога или гнев. Если индивид способен к оргазму, то у него и нет оснований испытывать страх, когда речь заходит о его сексуальности. Динамика естественных процессов приемлется им органично, без невротических вспышек. Иное поведение можно наблюдать у оргиастического импотента. Он мнительно относится ко всем обнаружениям сексуального чувства. Ощущая застой половой энергии, такой индивид скован тревогой и отказывается от трезвого взгляда на проблему.

Райх отмечает, что здоровый человек испытывает удовольствие от того, что его мотивы обсуждаются, а зачумлённый – приходит при этом в ярость. Если чье-то мировоззрение нарушает образ жизни здорового человека, он борется за его сохранение рациональным способом, а зачумлённый — выступает против других жизненных позиций, даже если они совершенно его не затрагивают. Мотив его борьбы – провокация, которую порождает одно лишь существование иного уклада жизни. Такой индивид постоянно переживает фрустрацию, т. е. полное разочарование в интимных контактах. Половой акт он считает обязанностью, своеобразным комсомольским поручением, досадной неизбежностью.

Все ли люди, по мнению Райха, зачумлены? Психиатр полагает, что нет людей, которые свободны от симптомов эмоциональной чумы. Опасность «чёрной смерти» в виде отдельных её проявлений, есть в глубине каждого из нас. Иначе откуда возникает массовый садизм, преступность, криминальный бунт, диктаторство и жестокость? Чума представляет собой явное общественное зло. Отчего, к примеру, спрашивает Райх, терпят крушение устремления к свободе? Какая сила питает авторитарные режимы?

Многое, о чём пишет В. Райх, может вызвать у современного читателя сомнение или улыбку. Сексуальная сфера, конечно, оказывает воздействие на массово-психологические процессы. Т. Адорно, к примеру, раскрыл роль «авторитарного человека» в порождении фашизма. Он показал, что особенности сексуального воспитания детей могут привести к закреплению авторитарности в политике. Сохраняют свою значимость и размышления В. Райха на эту тему [5].

Мнение Райха о том, что неврозы служат непосредственной причиной расизма, сексизма, насилия, преступления и войн, не лишено резонов. Однако негативные социальные процессы имеют своим истоком не только особенности массового сексуального поведения. Сексуальная революция, которая рассматривалась психоаналитиками как социальная панацея, не принесла нужных результатов.

Тема авторитарного вождизма казалась исчерпанной после Второй мировой войны, когда философы и политики приступили к разностороннему анализу феномена тоталитаризма. Работы Т. Адорно, Э. Фромма, Х. Арендт, К. Ясперса дали разностороннюю экспертизу своеволия и самодурства вождей. Однако в начале нового столетия тема неограниченной власти снова стала актуальной. Лидер «новых философов» во Франции Андре Глюксманн усмотрел истоки тиранства в немецкой классической философии. Он писал о том, что ещё в первой половине XIX в. Гейне грозил французам: «Берегитесь наших философов! Учения их произвели на свет революционные силы, которые ждут лишь момента, чтобы взорваться и наполнить мир ужасом и восхищением». Сходные мысли Глюксманн находит у Фихте, Гегеля, Шеллинга, Маркса, Ницше. Революционеры и тираны последующего века, по его мнению, лишь «коммивояжеры» немецкой философии.

Производя запоздалые окончательные расчёты с тоталитаризмом, философы не обратили внимания на радикальный рост авторитарных упований, который оказался столь характерным для современной политической практики. Сексуализация массового поведения не избавила человечество от политических эксцессов. А авторитарное сознание выглядывает из всех окон, прорастает повсеместно.

Властолюбие – феномен не только социальный, этический, культурологический. Догадки Ницше и Адлера о властолюбии как антропологическом явлении не лишены оснований. Не потому ли вполне нейтральное по своим истокам понятие харизмы утратило свой первоначальный смысл и стало своеобразным оправданием тиранства, цепкой и безудержной власти. Удалось ли современной философии освоить огромный пласт литературы, рождённый после второй мировой войны? Смогли ли диагносты и экзегеты власти, как они надеялись, поставить крест на повторном обнаружении тоталитаризма, доказывая его ущербность и недолговечность? Сумел ли постмодернизм, который как будто находится на излёте, дать развёрнутую феноменологию причин, ведущих к возрождению тоталитарного мышления и жёсткой политической практики? Политическая практика рождает сегодня не только узурпаторов власти, но и опасную деформацию личностей, претендующих на роль поводырей человечества. Не грозит ли это новыми, пока неизвестными нам историческими катаклизмами? Политическая философия, как это очевидно, находится перед новыми вызовами.

 

Анализ характеров

 

Радикальные взгляды Райха относительно сексуальности часто вели к непониманию и извращённым представлениям о его деятельности, вызывали яростные и необоснованные нападенияна его терапевтическую работу и исследования. Однако многие достижения аналитической мысли Райха сохраняют свою ценность. Терапевтическая работа с телом привела к появлению особого направления в психоанализе, который был назван биоэнергетикой. «Биоэнергетика, — пишет последователь Райха А. Лоуэн, — рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления, подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности в любви окружающих» [2, с. 5].

В. Райх ввёл в психоанализ новое слово «характероанализ». Так он обозначил метод лечения сексуальных неврозов, который во многом отличался от метода З. Фрейда. До Райха в основном изучались проблемы различных патологических невротических симптомов, исследовались болезненные состояния сексуальной психики человека. Разумеется, сложились первые попытки своеобразной типологии характеров. Райх был первым психоаналитиком, который интерпретировал природу и функции характера в работе с пациентами,вместо того, чтобы анализировать симптомы.

Всё это, по мнению Райха, ведёт к деструкции индивидуальностей. У них возникает искажённый образ мира, жёсткие схемы поведения и чувств. Так у психоаналитиков появилась возможность обрисовать целую галерею характеров в дополнении к той, которая создавалась Фрейдом. Выяснилось, что физический облик человека символически отражает его психику. Вместе с тем сложилась и новая практика избавления от неврозов — высвобождение тех замороженных чувств, которые таятся в теле. Индивидуальная программа биоэнергетической терапии получила мировое распространение и признание.

В результате психоаналитики приобрели не только новый ресурс исцеления. Они значительно расширили понятие характера, которым пользовался Фрейд. Возникла возможность обнаруживать причины отрицательных чувств — страха, злости, ненависти и отчаяния. Это позволило пациентам получать удовольствие от таких переживаний, как секс, радость, любовь и сочувствие. Лоуэн показал, что именно отсутствие ощущений от своего тела оказывается причиной депрессии и шизоидных состояний. В сущности, невозможно отделить психическое здоровье от физического. Здоровье оказывается даром двух этих аспектов человеческого существования.

По Райху, характер состоит из привычных положений и отношений пациента, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться. Райх полагал, что характер создаёт защиты против беспокойства, которое вызвано в ребёнке интенсивными сексуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания.

Первая защита против этого страха – подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. В классическом психоанализе используется понятие защитных механизмов. Они направлены на смягчение невротических воздействий. Особую роль при этом играют так называемые Эго-защиты. По мере того, как Эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный паттерн Эго. Установление характерной черты указывает, согласно Райху, на разрешение проблемы регрессии: это либо делает процесс подавления ненужным, либо превращает однажды установленное подавление в относительно ригидную, принятую в Эго, формацию.

Райх считал, что характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие, по Райху, состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональные страхи и фобии) переживаются как чуждые индивиду, как посторонние элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Можно, к примеру, жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или патологической, как невротические симптомы. Характерные защиты частично эффективны и так трудно поддаются удалению, потому что они хорошо рационализированы пациентом и переживаются как часть его представления о себе.

Райх постоянно старался дать пациентам возможность осознать их характерные черты. Он часто имитировал их позы и просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения – например, нервную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает. В. Райх ввёл понятие «мышечного панциря». Это состояние, при котором тревожность «сковывает» человека. Речь идёт о «защитном механизме», который, с одной стороны, защищает от стимулов внешнего мира, а с другой – от внутренних либидозных стремлений. У панциря характера есть соматический дубликат – мышечный панцирь. Он выполняет на биоэнергетическом уровне ту же функцию, которую панцирь характера реализует на психологическом. Хотя понятие «панцирь характера» используется как синоним сопротивления, не следует путать панцирь и сам характер. Каждый невротик пытается защититься с помощью панциря от опасностей и угроз внешнего мира.

На самом деле оральный и мазохистский характеры добиваются успеха в лучшем случае лишь отчасти. «И тот и другой подвержены приступам тревожности и развивают иные механизмы, чтобы с ней справиться. Оральный характер уходит от реальности в фантазии или депрессию; мазохист ретируется и отсиживается в уединении. Это, по сути дела, беспанцирные типы, и поэтому они очень чувствительны к своему окружению. Способностью образовывать панцирь обладают только структуры характера, основанные на генитальной функции» [4, с. 204].

Райх полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, и что характер индивида выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Райх начал работать с расслаблением мускульного панциря в соединении с аналитической работой. Он обнаружил, что расслабление мышечных зажимов освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Психиатрическая работа Райха всё более перемещалась в сторону освобождения эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посредством работы с телом. Он находил, что это ведёт к гораздо более интенсивному переживанию инфантильного материала, раскрываемого в анализе.

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определённый зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит своё выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Постепенно Райх начал работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить в них эмоции. Почти все пациенты без исключения говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определённых действий, влияющих на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота т. п.). Райх писал о том, что вновь и вновь приходится поражаться, как расслабление ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определённого подавления.

В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных биологических возбуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришёл к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же. Панцирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает не что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате. Они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены. По функции они тождественны.

Термин «генитальный характер», по Фрейду, – уровень психосексуального развития. В специфической трактовке Райха это означает достижение оргастической потенции. Имеется в виду способность отдаться потоку биологического энергии без всякого подавления, способность полной разрядки накопленного сексуального возбуждения в непроизвольных, приносящих удовольствие движениях тела. Райх находил, что по мере того, как пациенты распускают свой панцирь и развивают оргастическую потенцию, многие стороны личности спонтанно изменяются.

Вместо жёсткого, ригидного невротического контроля индивиды развивают способность саморегуляции. Райх противопоставлял естественную саморегуляцию индивидов принудительной морали. Естественный индивид поступает в соответствии со своими склонностями и чувствами, а не следует внешнему набору требований, установленных другими.

После райхианской терапии пациенты, которые ранее были склонны к невротическому промискуитету (сексуальной неразборчивости), обретали большую чувствительность, способность к привязанности и спонтанно начинали стремиться к более продолжительным и полноценным отношениям. Те же, кто состоял в бесплодных, лишённых любви браках, обнаруживали, что не могут вступать в половые отношения из одного только чувства долга. Генитальный характер не заключён в тюрьму своего панциря и психологических защит. Он способен защитить себя, если это необходимо во враждебном окружении. Но эта защита осуществляется более или менее сознательно и может быть снята, когда она перестаёт быть необходимой. Райх писал, что генитальный характер — это человек, проработавший свой эдипов комплекс так, что этот материал не подавляется и не обладает сильным зарядом. Супер-Эго становится «утверждающим сексуальность», и таким образом действует в согласии с Ид (бессознательным).

Генитальный характер способен свободно и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая имеющееся либидо. Кульминация сексуальной активности характеризуется способностью отдаваться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, которые не блокируются, в отличие от вынужденных, даже насильственных движений индивида, защищённого панцирем. Райх также полагал, что мобилизация и разрядка биоэнергии – существенные стадии в процессе сексуального возбуждения и оргазма. Она назвал это «формулой оргазма», четырёх частным процессом, характерным для всех живых организмов: механическое напряжение – биологический заряд – биоэнергетический разряд – механическое расслабление. В результате физического контакта в обоих телах накапливается энергия, которая, в конце концов, разряжается в оргазме, являющемся по существу феноменом биологической разрядки.

Райх создал своеобразное направление в психоанализе, которое называлось «телесно-ориентированным психоанализом». Это направление получило развитие в США и стало называться биоэнергетикой. В основе как фрейдистской, так и райхианской характерологии, лежат стадии психосексуального развития ребёнка. Один из основоположников биоэнергетики А. Лоуэн писал: «Легко критиковать Райха за его акцентирование важности сексуальности, но я не буду делать этого. Сексуальность была и есть ключом, применимым ко всем эмоциональным проблемам, но расстройства сексуальной функции могут быть поняты только в работе в рамках целой личности, с одной стороны, и социальных условий жизни, с другой. По происшествии нескольких лет я с трудом пришёл к заключению, что не существует единого ключа, который откроеттайну человеческого состояния. Моё затруднение основывалось на глубоком желании верить, что ответ существует. Теперь я рассуждаю с точки зрения полярностей с их неизбежными конфликтами и временными решениями. Взгляд человека, который видит секс как единственный ключ к душе личности, слишком узок, но игнорировать роль сексуального побуждения в формировании индивидуальности личности – это значит не уважать одну из самых важных сил в природе» [3, с. 20].

В одной из своих ранних формулировок, предшествующих концепции инстинкта смерти, Фрейд постулировал антитезис между инстинктами Эго и сексуальным инстинктом. Первые добиваются сохранения индивидуальности, последний нацелен на сохранение вида. Это создаёт конфликт между индивидом и обществом, который характерен для нашей культуры. Другой конфликт, имеющийся в этом антитезисе, – это конфликт между стремлением к власти (влечение Эго) и стремлением к удовольствиям (сексуальное влечение). Чрезмерное значение власти в нашей культуре противопоставляет Эго телу и его сексуальности и создаёт противоречия между влечениями, которые в идеале должны поддерживать и усиливать друг друга. Тем не менее, человек не может перейти в противоположную крайность, сосредоточившись исключительно на сексуальности. Терапевтической целью в биоэнергетике является интеграция Эго с телом и его стремлением к удовольствиям.

В 1956 г. Федеральная организация по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами возбудила против Райха дело о передаче в аренду непроверенного медицинского аппарата, именуемого «оргонным аккумулятором». Поражённые члены комиссии обнаружили, что этот аппарат представлял собой деревянный ящик, обитый железом изнутри и разделённый на шесть отделений вроде телефонных будок, куда сажали пациентов для насыщения их оргоном. Никаких признаков существования оргона обнаружить, однако, не удалось. На суде Райх держался вызывающе. Когда выяснилось, что подсудимый – бывший коммунист, дела его ухудшились. Он был приговорён к двум годам лишения свободы за обман и шарлатанство, а также неуважение к суду; суд решил также уничтожить его приборы и книги медицинского содержания. Для книг Райха это было уже третьим сожжением.

3 ноября 1957 г., на восьмом месяце заключения, Райх скончался от сердечного приступа в федеральной тюрьме Льюисбург. После восьми лет почти полного забвения учение Райха подняли на щит «новые левые», объявившие его своим прямым идейным предшественником.

[1]Мемуары Райха были помещены вместе с другими его бумагами в рукописный отдел Библиотеки Конгресса с условием публикации только через 100 лет. Однако в 1967 г. они были тайно сфотографированы и вышли в свет.

 

Список литературы

 

  1. Гуревич П.С., Спирова Э.М. Вильгельм Райх: люди, одетые в броню // Человек. 2017. № 2. С. 129-135.
  2. Лоуэн А. Психология тела / Пер.с англ. С. Коледа. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. 198 с.
  3. Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела: Биоэнергетика. М.: Речь, 2000. 271 с.
  4. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /Пер. с англ. Е.В. Поле. М.: Компания «ПАНИ», 1996. 319 с.
  5. Райх В. Психология масс и фашизм /Пер. с нем. Ю.М. Донца. М.: АСТ, 2004. 539 с.
  6. Райх В. Характероанализ / Пер. с нем. А.М. Боковикова.М.: Когито-Центр, 2006. 367 с.
  7. Райх В. Эмоциональная чума человечества (отрывки из книги) / Пер. В.С. Кулагиной-Ярцевой // Человек. 2017. № 2. С. 135-143.
  8. Фрейд З. Я и Оно / Пер. с нем. Л., 1924.
  9. Adorno T. The authoritarian personality. N.Y., 1950.
  10. FreudS.DasUnbehageninderKultur. Wien, 1930.
  11. Escapefrom freedom. N.Y., 1941.
  12. Reich speaks of Freud. N.Y.,1967.
  13. Reich W. Wien,1933.
  14. Reich W. Massenpsychologie des Faechismus. Copenhagen, 1933.
  15. Reich W. The discovery of the orgone: the function of the Orgasm. Y.,1961.

Источник: Мандшир  Д. СОЗДАТЕЛЬ  ГАЛЕРЕИ  ХАРАКТЕРОВ ЛЮДЕЙ  (к 60-летию со дня смерти одного из классиков психоанализа В. Райха)  //  Философская школа. – № 3. – 2018.  – С. 130-140. DOI.10.24411/2541-7673-2018-00007