Деятельность Бестужевских курсов, открытых в 1878 г., — яркая и драматическая страница в истории отечественного просвещения. Бестужевские курсы явились одним из наиболее крупных достижений в борьбе прогрессивных общественных сил России за равноправие женщин и развитие женского образования, в борьбе самих русских женщин за право доступа в высшую школу.

Начальная средняя школа, средние женские учебные заведения содержались, главным образом, на местные и общественные средства. Основная часть девочек училась в начальных школах самых низших ступеней. Повышенная начальная школа была доступна только для относительно обеспеченных слоёв населения, преимущественно городского.

Средние женские учебные заведения в 60 — 90-х гг. XIX в. — являлись ключевым звеном системы женского образования в пореформенной России. Именно они создали необходимые предпосылки для организации высших женских учебных заведений. Уже в 1880 г. Среди учителей сельских начальных народных училищ Европейской России женщины составляли 20% — 4 878 человек. До середины XIX столетия среднее женское образование в России было представлено незначительным числом институтов благородных девиц — закрытых женских учебных заведений, являвшихся сугубо сословными.

Цель женского воспитания, — указывалось в «Положении» об институтах благородных девиц, — состоит в образовании добрых жён и полезных матерей семейств. Задача реформы женского образования стала неотложной и неоспоримой. К. Д. Ушинский составил развёрнутый план перестройки женского образования в России, двумя основными идеями которого были демократизация женского образования и уравнение его в содержании и правах с образованием мужским. Первый практический опыт реализации этого плана был осуществлён им при реформе Смольного института благородных девиц.

В итоге, если высшее женское образование во второй половине XIX века всё ещё оставалось привилегией «первенствующего сословия», то в средней женской школе «высшее» сословие заметно уступило свои позиции представителям в прошлом «низших» слоёв общества.

Организация, условия деятельности и слушательницы Бестужевских курсов

Вскоре после того, как министерству народного просвещения было предоставлено право учреждать в университетских городах России высшие женские курсы, в министерство поступило прошение об открытии таких курсов в Петербурге с учебным планом, разработанным профессорами Петербургского университета.

Библиотека Бестужевских курсов.

Профессор Петербургского университета К. Н. Бестужев-Рюмин выразил готовность взять на себя учреждение таких курсов. 20 сентября 1878 года — в Петербурге были открыты высшие женские курсы, ставшие первым женским университетом. С открытием курсов женщины России получили доступ к высшему образованию. По имени первого директора курсов, профессора русской истории Петербургского университета К. Н. Бестужева-Рюмина курсы неофициально стали называться Бестужевскими. Курсы были учреждены как частное учебное заведение, не дававшее окончившим их слушательницам никаких прав. По своему характеру они были высшим учебным заведением университетского типа и первоначально имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое (естественное) и специально-математическое. Позже к ним добавилось юридическое отделение. Подчинялись курсы попечителю Санкт-Петербургского учебного округа, который утверждал учебные программы и состав преподавателей.

Существенную трудность в работе Бестужевских курсов представляло отсутствие у них собственного помещения. На курсы могли поступать лица не моложе 21 года. Плата за обучение определялась 50 руб. в год, вольнослушательницы вносили по 5 руб. за «слушание» каждого предмета. Стоимость жизни в интернате определялась платой 100 руб. в год. В последующие годы общественная помощь Бестужевским курсам постоянно возрастала. Многие видные русские учёные и педагоги бесплатно читали лекции на курсах: Бекетов, Менделеев, Сеченов, Бородин, Докучаев, Бестужев-Рюмин, Острогорский и другие. В пользу курсов устраивались спектакли, концерты, вечера, в которых участвовали писатели, поэты, артисты: Достоевский, Горький, Блок, Бальмонт, Северянин, Маяковский, Кони, Комиссаржевская, Стрепетова, Шаляпин и другие.

В конце XIX — начале XX века заметные изменения произошли в социальном составе слушательниц Бестужевских курсов, который в значительной мере демократизировался. В первое десятилетие существования курсов среди учащихся явно преобладали дочери дворян и чиновников. В последующие годы они утратили преобладание, подавляющую часть курсисток составили выходцы из разночинных кругов. Основная масса слушательниц была в возрасте 21 года, многие из них до обучения в высшей школе занимались педагогическим трудом — давали частные уроки, занимались переводами, работали в различных учреждениях. Многие слушательницы были приезжими из разных, часто очень отдалённых городов и областей России.

Большинство слушательниц принадлежало к небогатым семьям, многие испытывали самую острую нужду. М. К. Цебрикова отмечала: «Высшее образование получается многими ценой дорогих жертв. Эти сырые и холодные углы, где набиваются по три, четыре слушательницы; нередко одна постель на троих, которой пользуются по очереди; в трескучий мороз, плед поверх пальто, подбитого ветерком; грошовые обеды в столовой, а зачастую колбаса с чёрствым хлебом и чаем; бессонные ночи над оплачиваемой грошами перепиской вместо отдыха».

Курсы не имели стипендий — ни казённых, ни частных. В 1897 году на Бестужевских курсах для оказания материальной помощи слушательницам было создано «Общество вспомоществования», деятельность которого выражалась в изыскании средств для нуждающихся слушательниц бесплатных или удешевлённых обедов, в найме квартир, выдаче денежных ссуд и пособий.

Бестужевские курсы готовили высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно работать в различных сферах материального производства, науки и культуры, активно участвовать в общественно-политической жизни. Однако, как отмечалось выше, выпускницы курсов не получали никаких прав. Только в 1901 году министерство народного просвещения разрешило выпускницам курсов преподавать в старших классах женских гимназий. В 1906 году предоставило право преподавать в первых четырёх классах мужских средних учебных заведений. Закон 1911 года дал выпускницам Бестужевских курсов возможность преподавать по выбранной специальности в низших и средних женских и мужских учебных заведениях, получая заработную плату и пенсию наравне с мужчинами. Таким образом, это было важным завоеванием женщин в борьбе за равноправие во всех областях общественной жизни.

Учебная работа Бестужевских курсов

Срок обучения на курсах был установлен трёхлетний, с 1881 года — четырёхлетний. Обучение велось по традиционной курсовой системе с обязательной сдачей переводных экзаменов в конце учебного года. Основной формой обучения были лекции. Кроме лекций проводились практические занятия (семинары). К чтению лекций и проведению практических занятий руководство Бестужевских курсов привлекло ведущие научные силы Петербурга. Окончившим Бестужевские курсы выдавались не дипломы, а свидетельства об окончании ими полного курса с обозначением успехов по каждому предмету. 13 мая 1906 года в составе курсов был открыт юридический факультет.

Важнейшей была замена курсовой системы обучения предметной системой, основанной на свободном выборе слушательницами порядка изучения научных дисциплин. Она давала ряд неоспоримых преимуществ. Расширяла свободу преподавания, разрушала рамки жёстких министерских программ, предоставляя право выбора тех или иных учебных предметов, их состава и содержания, характера их преподавания и изучения, отменяла строгую последовательность в изучении научных дисциплин. «Курсы» были заменены «группами», где занятия концентрировались вокруг изучения наиболее актуальных научных проблем. Слушательницы посещали лекции по своему выбору.

По новой системе обучения экзамены проходили в течение всего учебного года. Выход на экзамены разрешался только после того, как слушательница прослушала весь цикл лекций по данному предмету. До экзаменов необходимо было сдать зачёт по одному из иностранных языков (английскому, французскому или немецкому). Предметная система обучения позволяла слушательницам Бестужевских курсов специализироваться сразу в нескольких отраслях знания. Лица, отлично окончившие курсы, могли быть оставлены для продолжения научных занятий (с назначением им стипендий) или командированы в любой город или за границу.

Изменения, внесённые в годы первой русской революции (февраль 1917 г) в организацию Бестужевских курсов, в их учебную и научную работу, способствовали активизации деятельности курсов, расширению их связей с отечественными и зарубежными научными учреждениями. Бестужевские курсы могли беспошлинно выписывать из-за границы книги, атласы, таблицы и другие учебные пособия. Они имели право создавать научные общества и кружки, издавать учебные труды, организовывать публичные лекции, экспедиции, экскурсии, устраивать выставки и т. д.

Плодотворная учебная и научная деятельность Бестужевских курсов снискала им заслуженное уважение и в России и за границей. В 1913/14 учебном году на Бестужевских курсах работало 136 профессоров и преподавателей и 33 ассистента. В 1915 году совет профессоров и преподавателей направил в министерство народного просвещения ходатайство о переименовании Бестужевских курсов в «Петроградский женский университет». Это ходатайство осталось, однако, безответным. Нежелание правительства признать Бестужевские курсы университетом отнюдь не умалило их высокого научного и общественного авторитета. По словам директора курсов С. К. Булича, русское образованное общество «давно уже» видело в Бестужевских курсах «первый русский женский университет».

Группа слушательниц с преподавателями в день 10-летнего юбилея Бестужевских курсов.

Литература

  1. Высшие женские (Бестужевские) курсы: Библиографический указатель. — М., 1996, с. 3.
  2. С. Миропольский, Школа и государство. Обязательность обучения в России. — СПб., 1883, с. 117.
  3. СПб., Высшие женские (Бестужевские) курсы, с. 15.
  4. СПб., Высшие женские (Бестужевские) курсы, — Ленинград., 1973, с. 9.
  5. Слушательницы СПб., Высших женских (Бестужевских) курсов, с. 22.
  6. Слушательницы СПб., Высших женских (Бестужевских) курсов, с. 20.
  7. Отчёт о состоянии СПб., Высших женских (Бестужевских) курсов за 1891-92 учебный год — СПб., 1893, с. 12-13.
  8. СПб., Высшие женские (Бестужевские) курсы, с. 90.

Источник: Жуков О.В. Высшие женские курсы (Бестужевские курсы) — первый русский женский университет в России  (1878 — 1918 гг.) // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск пятый (№ 5) / Под научн. редакцией проф. С. В. Чернова. - М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2015. - С. 97-100.