В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся: преобладание ресурсодобывающих и ресурсоёмких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды; низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды.

Основным документом в выработке экологической политики является экологическая доктрина, которая базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Доктрина определяет стратегические цели, задачи и принципы государственной политики в области экологии.

К основным принципам государственной политики в области экологии относятся:

1) устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

2) приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию её ресурсов;

3) справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

4) предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учёт отдаленных экологических последствий;

5) отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

6) природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;

7) открытость экологической информации [1].

К основным направлениям государственной политики в области экологии:

1) обеспечение устойчивого природопользования;

2) снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;

3) сохранение и восстановление природной среды.

Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

Государственная программа по энергосбережению может рассматриваться в качестве основного инструмента климатической политики России в настоящий момент. Лишь она поддерживается средствами из федерального и муниципального бюджетов и призвана снизить энергоёмкость ВВП на 40% до 2020 года.

Тем временем как политика нашего государства направлена на снижение издержек в энергодобывающих отраслях, развитые страны выбрали направление развития альтернативной энергии.

Германию смело можно назвать первопроходцем в развитии возобновляемой энергетики. В 2000 Германия приняла закон о возобновляемых источниках энергии, введённый в действие Закон придал необходимый импульс развитию альтернативной энергетики не только в Европе, но и по всему миру. Основной механизм закона – «зелёные» тарифы, дифференцированные по технологиям и уменьшающиеся с течением времени. Закон выступает в качестве инструмента для реализации амбициозных целей, направленных на повышение: доли возобновляемого электричества до 35% к 2020 году и 80% к 2050 году; доли возобновляемой первичной энергии до 18% к 2020 году, до 30% к 2030 году и до 60% к 2050 году; энергоэффективности с тем, чтобы к 2050 году потреблять не более 50% от показателей 2008 года.

В результате в 2010 году она занимала 1-е место по вводу мощностей солнечной и 3-е место – по ветряной энергии в мире.

До 2010 года в Великобритании оперировала система квот (ROC – Renewable Obligation Certificate), согласно которой часть поставляемого энергетическими компаниями электричества должна быть «зелёной». Данная система была введена в 2002 году, но показала себя малоэффективной ввиду наличия бюрократических проволочек в процессе согласования проектов с населением, что могло затянуть начало строительства объектов на несколько лет.

В 2010 году для некоторых видов возобновляемой энергии были введены «зелёные» тарифы, что немедленно оживило рынок. Например, тарифы на солнечную энергию привели к буму на рынке солнечных батарей и услуг по их установке, несмотря на то, что Великобританию нельзя назвать самой солнечной страной в Европе.

США разработали план «Новая энергия для Америки» целью которого было достичь 10% уровня возобновляемого электричества от общего производимого в стране к 2012 году и 25% к 2025 году. На содействие частным инициативам по строительству «чистого» будущего планируется выделить 150 млрд. долл. из федеральных средств. Еще около 50 млрд. долл. планируется инвестировать в «чистую» энергетику в рамках антикризисного плана «Создание рабочих мест с использованием чистой эффективной американской энергетики».

Правительство Китая выпустило 12-й план развития страны на ближайшую пятилетку с 2011 по 2015 год. Согласно плану, уровень производства энергии из возобновляемых источников планируется довести до 9,5% от всех потребляемых энергоресурсов к 2015 году. Приоритетной является солнечная энергия, это подтверждается введением в 2011 году «зелёных» тарифов на этот вид энергии.

Таким образам развитие альтернативных источников энергии способствовало развитию рабочих мест в этих странах.

Учитывая преобладания ресурсодобывающего сектора экономики России, а именно топливно-энергетического комплекса, если в развитых странах закрепится альтернативная энергия, наше государство понесёт убытки, т. к. сократятся поступления в доходную часть бюджета от экспорта топливно-энергетических ресурсов. В России развитие возобновляемых источников энергии невозможно без введения системы зелёных сертификатов.

Кратко система выглядит следующим образом. Производители энергии на основе возобновляемых источников получают специальные «зелёные» сертификаты, подтверждающие, что они произвели и продали на рынке определённый объём возобновляемой или «зелёной» энергии. Выпускают такие сертификаты специальные органы, получившие название «выпускающих». В каждой стране по правилам Международной ассоциации RECS может быть только один выпускающий орган. Лучшим аналогом места и роли такого выпускающего органа в системе является положение центрального банка страны в национальной банковской системе. Количество выпускаемых сертификатов привязано к объёму произведённой генераторами энергии. Обычно сертификаты кратны 1 МВт•часу.

Однако движение сертификатов не привязано к движению энергии, на основании которой они выпускаются. Это даёт возможность использовать сертификаты тем агентам, которые не производят энергию от ВИЭ, но покупают сертификаты для своих целей. Важно отметить, что они становятся предметом обращения на специальных рынках, получая свою рыночную цену на них.

В настоящее время используется два термина для определения близких категорий: «зелёные сертификаты» (Green Certificates) и «гарантирующие сертификаты» (Guarantees of Origin) .

Рынки указанных сертификатов в значительной степени ограничены государственными границами. Причина этого – в недостаточном уровне гармонизации национальных систем «зелёных» сертификатов.

Придётся менять направления политики, увеличивать затраты на развитие энергии, что приведёт к сокрушению средств для реализации социальных программ, что в свою очередь приведёт к снижению качества жизни.

В связи с завершением процесса вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) ООО «Специализированное экспертное подразделение по экологической безопасности» регламентирует следующие международные стандарты ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества» и ISO 14001:2004 «Системы экологического менеджмента».

Стандарт ISO 9001:2008 – это международный стандарт системы менеджмента качества, который представляет собой набор требований, большинство из которых носят обязательный характер. Цель ISO 9001:2008 – гарантировать, чтобы организации и предприятия постоянно соответствовали требованиям и нуждам потребителей, а также правилам, установленным международным экономическим сообществом.

Стандарт ISO 14001:2004 – это международный стандарт системы экологического менеджмента, внедрение которого предполагает разработку систем управления экологическими процессами. Целями внедрения стандарта ISO 14001:2004 являются: снижение негативного воздействия на окружающую среду, повышение экологической и, как следствие, экономической эффективности деятельности предприятия, что обеспечивает высокую конкурентоспособность и стабильное функционирование в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) активизирует резкий рост конкуренции между отечественными и зарубежными производителями и поставщиками товаров и услуг. Для того, чтобы российским предприятиям на равных конкурировать с западными компаниями, надо работать в соответствии с принятыми во всём мире правилами бизнеса. Одним из таких правил является наличие у предприятий и организаций сертификатов соответствия ISO 9001:2008, ISO 14001:2004. Только указанные сертификаты документально докажут конкурентоспособность российского производителя (поставщика), возможность его равноправного сотрудничества с зарубежными компаниями на территории РФ, а также станут гарантом выполнения требований, предъявляемых к российским предприятиям Всемирной Торговой Организацией (ВТО). [2]

Таким образом, обеспечение экологической безопасности России должно учитывать основные тенденции развития развитых стран. Для этого необходимо разрабатывать и последовательно реализовывать единую политику в сфере экологической безопасности, опираясь на опыт развитых стран. Так же необходимо выполнять международные обязательства, в частности международные стандарты ВТО.

 Литература

  1. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р. «Экологическая доктрина Российской Федерации».

  2. Евразийский международный научно-аналитический журнал «Экологическая регламентация международной торговли и задачи ВТО». – URL: http://www.m-economy.ru [15.03.2013].

Источник: Шиленков А. Ю. Экологическая безоавсность современной России на примере энергетики // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск третий (№3/2014) / Под научн. редакцией проф. С. В. Чернова. 2016. № 3. С. 245-250.