Проблема взаимосвязи культуры и сознания всегда являлась одной из самых важных и сложных в плане исследования философами, культурологами, психологами и другими учёными. В последнее время она широко и всесторонне обсуждается на страницах научных, научно-популярных журналов, научно-практических конференциях и т.д. Проводятся всевозможные исследования картины мира этнической личности, создаются различные теории, дающие богатый материал для изучения особенностей восприятия действительности в рамках той или иной культуры.

Если мир – человек и среда в их взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о среде и человеке. Для хранения полученного знания существуют универсальные и индивидуальные способы и структуры обработки информации. Картина мира – категориальное понятие идеально и кодируется в сознании единицами универсального предметного поля, в основе которых лежат индивидуальные образы, формирующиеся на базе личного чувственного опыта человека. «Образ» есть субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [1, с.826]. Образы могут возникать как на основе стереотипных установок, передаваемых из поколения в поколение, так и на основе новых представлений, создаваемых внешними источниками.

Исходя из сложной социальной и политической ситуации, которая наблюдается в настоящее время во всём мире, основной задачей исследовательской работы студентов-старшекурсников стало изучение этнического самосознания, включающего в себя осознание особенностей этнической культуры, психологических особенностей своего народа. Это также осознание собственных этнопсихологических особенностей, социально-нравственная самооценка этничности. Достижение идентичности означает выбор человеком системы ориентаций и приобретение чувства тождественности со своим этносом, которое принимает и воплощает идеалы этой системы в жизни.

Осмысление, осознание своей идентичности является необходимым фактором для полноценного духовного и нравственного, культурного и социального развития человека. Современные педагогические реалии требуют учитывать в образовании этнокультурный фактор. Осознание этнокультурных особенностей своего народа обусловливает формирование этнической самоидентификации, которая определяет собственную принадлежность к своему народу. Самосознание является неотъемлемой частью этнической идентификации.

С учетом выше сказанного обратимся к опыту организации исследовательской деятельности студентов Сахалинского государственного университета. Учитывая, что развитие этнического самосознания представляет собой динамический процесс, в ходе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды мы формируем более глубокие представления о родном языке, национальных героях, обычаях, обрядах, традициях своего народа, а также о их собственных этнопсихологических особенностях. Эта работа ведётся в рамках таких спецкурсов как «Этнические грани личности», «Этнообразование в поликультурном регионе» и др. В ходе учебно-профессиональной деятельности мы создаём условия для выбора студентом проблемы для твор­ческой и исследовательской работы, в результате чего они приобретают на­выки исследовательской практики; овладевают методикой обработки полученных данных и анализом основных направлений рационального использования полученных данных в будущей работе; пишут тематические отчеты. Результаты экспериментальных исследований используются на лекциях, практических за­нятиях, студенческих научно-практических конференциях и т.д. Для проведения практических занятий используются следующие методы активного обучения студентов: сообщения в виде пресс-конференции (вопросы–ответы), круглые столы, интеллектуальные игры на проверку знаний о национальных особенностях народов Сахалинской области, дискуссии, викторины, олимпиады, КВН и другие.

Таким образом, участие студентов в экспериментальных исследованиях наряду с изучением обязательных дисциплин даёт им возможность заниматься научным творчеством, что, бесспорно, способствует развитию и поддержке в них исследовательского потенциала.

Рассмотрим результаты исследовательской деятельности студентов на примере изучения особенностей образа героя среди студенческой молодежи.

Исследование образа героя позволило нам определить данный феномен как ментальное восприятие, содержащее индивидуальное отношение к данному явлению. Образ героя в настоящее время является практически неуловимым, хотя этим термином пользуются и писатели, и педагоги, и ученые, и политики, и работники СМИ, зачастую имея в виду различные проявления героического в обществе. Как мы уже указывали выше, мышление современного человека гетерогенно: оно включает индивидуальные познавательные представления и коллективные представления своего народа. Обратимся к пониманию образа героя в научном и обыденном сознании. Образы героев, святых, мудрецов, их жизнеописание воплощают в себе эмоциональный и поведенческий компоненты мировоззренческих систем на уровне общественного и группового сознания. Эти образы иррационально воздействуют на эмоциональную и поведенческую сферы личности, что часто плохо осознаётся. Соответственно сила воздействия образа героя, его эмоциональная привлекательность обеспечивает принятие и негативных героев без рациональной критики со стороны сознания. Примером тому могут служить события в Украине. Герой есть образец, норма, которая определяет способ и характер деятельности, поведения человека или социальной группы. Образ героя влияет на индивида силой убеждений, предполагает наличие абсолютной веры в правоту избранных идей. «Вера в свои силы, фантазия, надежда, смысл и радость жизни пробуждаются вместе с идеалами» [2, с.125]. Образ героя выступает в качестве механизма сознательной социальной ориентации человека в окружающей его действительности, определяет совокупность требований, норм, относительно конкретных границ должного, что позволяет прогнозировать ближайшее будущее как отдельно взятого человека, так и социального сообщества в целом.

Главным образом нас интересовало исследование представлений о герое в структуре российской ментальности, а также изучение характерных признаков образа героя среди студентов-первокурсников. Так, результаты проведенного исследования среди студентов-первокурсников Сахалинского государственного университета в количестве 210 человек с целью анализа представлений о герое, позволяют сделать следующие выводы: герой понимается студентами не только как былинный, но и как современный представитель того или иного общества. Вот как они описывают героя и его поступки (51 %): «…герой – это человек, который живёт ради других, совершает высокие и благородные поступки, например, сражается за Родину и побеждает в сражении; живёт в соответствии с моральными и нравственными устоями общества; «…герой не обязательно идеальный человек»; «…герой – это патриот, стремление к справедливости, любовь, будь она или к любимой девушке, или к стране, или к людям вообще» и др. Социальная среда также влияет на формирование образа героя. Социальные представления современной молодежи, несмотря на накопленные научные знания, субъективны, что иногда может затруднять адекватное восприятие мира. Субъективизм можно отметить в сочинениях студентов. Как отмечают первокурсники «… герой – это моя мама» (19 %); «…героями можно считать нас – студентов, т. к. мы пытаемся выжить в достаточно тяжёлых условиях» (2 %); «…если раньше героями были мужчины, то сейчас больше женщины совершают подвиги» (18 %) и др. Некоторые студенты указывают на то, что иногда человек, выступающий в определенной социальной роли (ученого, врача и др.), полностью сливается с этой ролью, отдавая все силы служению отечеству, любимому делу или служению ближнему. Примером полной самоотдачи служит поступок Асклепия, греческого Бога врачевания, который, согласно мифу о нём, пожертвовал своим бессмертием ради спасения человеческой жизни. И в реальной жизни мы знаем много примеров, когда ради постижения истины человек рискует своим здоровьем и жизнью. Примером такого поступка является И.И. Мечников, принявший внутрь культуру холерного вируса.

Наиболее ярким и красочным выражением образа героя, настойчиво преодолевающим время, студенты называют национальный фольклор, художественные произведения, кинофильмы (10 %), в большинстве случаев – это некоторый главный персонаж сказок, историй, поэм, новелл, романов: «… к примеру, Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»; «… народного героя и заступника Гришку Добросклонова из поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»; «герои … из мультфильмов и кинофильмов… человек-паук и супермен, или герои нашумевших фильмов «Сволочи» и «9 рота»; «… подобных примеров можно привести много: Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.».

Да, вселенная народных сказов имеет свои законы. Эпическая вселенная – это место битвы (духовной брани) сил света с силами тьмы. Поэтому у всех народов любимый эпический герой – богатырь, побеждающий многочисленных врагов. Для России это великий былинный богатырь Илья Муромец.

В образе Ильи Муромца отражено то, что Русь воплотила в лучших из своих сыновей. Былины почти забыты и поэтому утраченными оказались для российских людей многие возвышенные духовные понятия и истины, выраженные в замечательных по красоте и силе образах. На наших глазах утрачивается историческая память, которая формирует нравственный климат общества. Уважение к наследию своего народа, к его трудам, обычаям, традициям, верованиям может помочь нам в воскрешении духовной и высокоинтеллектуальной культуры. Образы богатырей – наше бесценное духовное наследие. Они помогут нам воспитать новое поколение сильных и непоколебимых верою и мужеством души, предостерегут от самоуспокоения и духовного расслабления.

Соборная личность способна помочь каждому из живущих в его земной Отчизне осознать реальность духовного единства всех людей. Это особенно важно в наши дни разделения и вражды всех со всеми.

Пословицы и поговорки поистине неувядаемы. Именно в меткой и лаконичной форме пословицы наиболее отчетливо проступают черты героя. В ответах участников опроса использовались русские народные пословицы и поговорки. Например, «Богатырь умрёт – имя его останется», «Пример героя зовёт на подвиг», «Хочешь жить – бейся насмерть» и др.

Конечно, с течением времени и герои, и представления о них меняются как с «возрастом – люди, при этом сохраняя нечто особенное…» [4, с.86].

В ходе анализа экспериментальных данных мы обнаружили достаточно многозначное толкование героя: 1. Герой – это тот, кто привлекает к себе общее внимание, вызывает общий интерес. 2. В качестве героя выступает человек, воплощающий характерные, типические черты своего времени. 3. Герой – это человек, совершивший подвиг, проявивший личное мужество, стойкость, способность к самопожертвованию и т.д.

Как мы видим, отличия в представлениях о герое сохраняются у современной молодёжи. Тем не менее, существуют некоторые доминанты в рассуждениях, которые относительно модальны и стабильны для большинства молодёжи. Это понимание совпадает с употребляемым в словарях понятием героя. В авторитетном словаре русского языка С.И. Ожегова этим словом обозначаются, по крайней мере, три феномена. «Герой понимается ­ как:

- выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги. Герои Великой Отечественной войны;

- лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. Герои нашего времени;

- лицо, привлёкшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания. Герой дня и т.д.» [3, с.164].

Таким образом, исходя из результатов проведенного нами исследования, следует указать на то, что в ментальности российской молодежи представление о герое не утрачено. Почти все студенты не сомневаются в том, что герои есть и в наше время. Такая работа позволяет нам формировать этническую картину мира, оптимизировать совместную деятельность студентов, гармонизировать межличностные отношения и отношение к собственному «Я».

Изложенное позволяет также сделать вывод о том, что важной педагогической задачей является поиск путей формирования этнической идентичности, создание условий, определяющих её развитие у студентов различных национальностей в процессе обучения.

Литература

  1. Большой Энциклопедический Словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд-е, испр. и дополн… – М.: Научное изд-во «Большая Советская Энциклопедия»: СПб.: «Норинт», 2000. – 1456 с.

  2. Краус В. Нигилизм и идеалы: Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории / пер. с нем. А. Карельского, Е. Кацевой, Э. Венгеровой – М.: Радуга, 1994. – 210 с.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО « Издательство «Мир и Образование», 2005. – 1200 с.

  4. Сикевич З.В. «Расколотое» сознание (этносоциологические очерки). – СПб.: СПбГУ, 1996. – 119 с.

Источник: Еромасова А.А. Фрагмент исследовательской деятельности студентов (на материале изучения образа героя) // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск третий (№3/2014) / Под научн. редакцией проф. С. В. Чернова. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. С.124-129.